Что делать, если звонят коллекторы: советы для должников
Кредиты берут по различным причинам и для разных целей: кто-то нуждается в нем для решения жилищного вопроса или покупки автомобиля, тогда как другие готовы заняться займом в банке, чтобы провести отпуск в экзотической стране или устроить роскошное семейное торжество. Тем не менее, необходимо будет вернуть кредит, в противном случае могут быть проблемы, связанные с включением коллекторов в процесс взыскания задолженности. Что такое коллекторы и чем они занимаются, мы расскажем в данной статье.
В нашей стране многие люди ассоциируют коллекторов с криминальными фильмами. Но какие права у коллекторов на самом деле? Соответствующие правила регулируются Федеральным Законом № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который вступил в силу в 2016 году. В настоящее время действует последняя редакция этого закона от 1 января 2017 года. Он устанавливает сбалансированные правила коммуникации между коллекторами и должниками, делая коллекторов полноправными участниками финансового рынка.
Так что же права у коллекторов? Их основная задача - требовать возврата задолженности, но не более одного звонка в сутки, двух звонков в неделю и восьми звонков в месяц. Общение может также проходить через электронную почту, SMS, а также на личных встречах. В любом случае коллектор обязан озвучить свое имя и агентство, возможность обратной связи, реквизиты банковского счета для выплаты, а также ОГРН и ИНН компании.
Нельзя забывать, что по закону коллекторы не имеют права применять любые виды физического и психологического давления, передавать персональные данные заёмщика третьим лицам и сообщать ложные сведения о сумме задолженности. Должники могут просить помощи у колл-центра по данному вопросу для пресечения нарушений и защиты своих прав.
Однако задолженность должна быть выплачена, и для этого существует рынок кредитования, который также требует рынка взыскания долга. Коллекторы не должны нарушать прав имеющихся законов и в любом случае не могут требовать долг с обанкротившихся, недееспособных людей, несовершеннолетних и инвалидов первой группы, а также людей, которые получают стационарное лечение.
Многих интересует, могут ли коллекторы звонить родственникам или друзьям заёмщика. Это законно, если они являются поручителями или иными участниками кредитной сделки, а заёмщик дал согласие на это. Устанавливается и время звонков: будние дни с 8:00 до 22:00, выходные и праздничные дни - с 9:00 до 20:00.
Итак, становится очевидным, что коллекторы имеют право взыскивать задолженность, однако они должны следовать всем установленным законам. Должники в свою очередь, всегда могут обратиться в соответствующие организации за помощью в случае нарушения прав коллекторами.
Почему именно коллекторские агентства имеют дело с должниками, а не банки?
Существует две основные причины:
1. Банки заключают договора с коллекторскими агентствами для взыскания долга, когда клиент задолжал сумму кредита в течение нескольких месяцев. В этом случае коллекторы выступают в роли посредников, заключая агентский договор с банком, чтобы помочь ему получить свои деньги.
2. Если должник не сможет выплатить долг в течение года, банк может продать долг коллекторскому агентству. Для должника это означает лишь смену кредитора, но все его обязательства перед бывшим банком останутся. При этом коллекторское агентство начинает взыскивать задолженность со всеми процентами и пенями.
Если должнику был продан долг, то он может узнать об этом от представителей коллекторского агентства через телефон или письменное уведомление. Банк обязан уведомить заемщика о продаже долга в официальном письме и указать сумму задолженности и проценты. Перед началом выплат должник может убедиться в наличии у коллекторского агентства свидетельства ФССП, что подтверждает законность деятельности коллекторов.
Что делать, если звонят коллекторы? Не стоит паниковать, ведь отдавать долг придется. Однако условия выплат зависят от заемщика. В коллекторских агентствах обычно работают адекватные и вежливые сотрудники, понимающие, что финансовые трудности могут случиться с каждым. Поэтому лучше объяснить свою финансовую ситуацию сотруднику и вместе разработать схему платежей. Обычно она является выгоднее и лояльней, чем у банка, который связан жесткими нормами финансовой деятельности.
Что же связано с плохим поведением заемщиков при звонке коллекторов? Сбрасывать звонки, хамить коллекторам, менять сим-карту - все это не поможет избежать выплаты долга. Коллекторы сами не будут преследовать должника, но они могут обратиться в суд, который, как правило, принимает их сторону в 99% случаев. После вынесения решения суда, приходят судебные приставы, у которых полномочия значительно шире и методы работы менее деликатные. Они могут арестовывать имущество и счета, а также накладывать запреты на выезд за границу.
Единственный адекватный способ заставить коллекторов перестать звонить - взять новый кредит для оплаты старого. Однако, никакой банк не выдаст заем должнику после проверки его кредитной истории. Микрофинансовые организации могут выдать заем, но начисляют порой слишком большой процент годовых. Кроме того, если должнику удастся рассчитаться со всеми долгами, он всегда останется ненадежным клиентом для банков. Эксперты знают все схемы, и получить новый кредит через годы будет сложно.
Следовательно, адекватное поведение поможет должнику решить проблемы с минимальными потерями. Коллекторские агентства также не заинтересованы в том, чтобы дело дошло до суда, поэтому они часто идут навстречу клиентам. Кроме того, некоторые компании могут простить заемщику большую часть долга, вплоть до 80%.
Фото: freepik.com