Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Количество малышей, страдающих от задержки речевого развития, не уменьшается по причине различных факторов. Впрочем, это не так страшно, если проблему обнаружить вовремя и принять меры по ее устранению. Главная ответственность в этом деле лежит на родителях, которые должны заметить отклонение, направить ребенка на полноценное обследование и подобрать лучших специалистов для лечения. Нескорректированное отставание в речевом развитии с возрастом только ухудшает ситуацию, отставая от сверстников в разных аспектах, включая свою психику, способность учиться в школе и общаться со своими ровесниками.

За последние 20 лет статистика показывает, что выявляемые отклонения в психоэмоциональном развитии детей возросли на много порядков. Отклонения в психическом и неврологическом здоровье могут приводить к задержке в речевом развитии, а ЗРР, в свою очередь, замедляет развитие мышления.

Задержка речевого развития обычно диагностируется у детей старше трех лет, поскольку это возраст, когда они начинают активно общаться с окружающими. Однако, определять проблему лучше на более ранней стадии, у двух–трехлетних детей, иначе возможности ее лечения могут значительно снизиться. Если ребенок не начинает говорить после семи лет, шансы на исцеление крайне малы.

Конечно, излечение задержки речевого развития зависит от ее степени и применяемых методик лечения. Тем не менее, чем раньше родители обнаружат признаки ЗРР у своего ребенка, тем больше шансов на полное выздоровление. Идеальный возраст для детского обследования — два-три года.

Как определить задержку психоречевого развития: симптомы и признаки ЗПРР

Задержка психоречевого развития (ЗПРР), вызванная врожденными факторами, может проявиться у ребенка уже на раннем этапе его жизни.

Следующие признаки указывают на задержку психоречевого развития:

  • в четыре месяца: ребенок не реагирует на родительские жесты и слова, не улыбается (что также является признаком аутизма);
  • восемь-девять месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • полтора года: не говорит простых слов, таких как "мама" или "дай", и не понимает их значения, не реагирует, когда к нему обращаются по имени или просят что-то; также может быть трудность с жеванием;
  • два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не учитывая новые слова других людей;
  • два с половиной года: использует не более 20 слов, не в состоянии сформулировать фразу из двух-трех слов, не знает названий частей тела и предметов;
  • три года
    • не может самостоятельно составить предложение
    • не понимает простые рассказы
    • ребенок может говорить слишком быстро, обрезая окончания слов, или слишком медленно, растягивая слова
    • не всегда может отвечать на вопросы взрослых

У детей с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, рот всегда приоткрыт. Такие дети характеризуются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью и слабой памятью. Часто у них недоразвитое воображение, ограниченный эмоциональный диапазон, что затрудняет общение со сверстниками.

Симптомы ЗПРР могут быть связаны с органическими изменениями. При использовании электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии, которое отвечает за речевое развитие.

Чем дольше ребенок страдает от задержки речи, тем больше задерживается его психическое и умственное развитие. Чем старше ребенок, тем больше он получает информации через разговоры с другими людьми. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР должно начинаться как можно раньше.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка развития речи и психической деятельности у детей не представляют собой самостоятельные заболевания. Это результат отклонений, возникших в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

Существуют следующие факторы, которые способствуют задержке речевого и психического развития:

  1. Болезнь матери во время беременности. Ненормальное развитие плода может произойти вследствие проникновения инфекции, травмы, отравления.
  2. Гипоксия (кислородное голодание) плода в утробе матери.
  3. Тяжелые условия родов, такие как стремительные или неполные роды, обвитие пуповины вокруг шеи плода или травма в момент рождения, такие как перинатальная энцефалопатия, травма центральной нервной системы или травма шейного отдела позвоночника.
  4. Перенесенные детством тяжелые инфекции, которые вызывают заболевания мозга, а также полученные травмы и травмы головы.
  5. Генетические и хромосомные нарушения, которые сопровождаются отклонениями в структуре мозга.
  6. Неправильное воспитание ребенка, когда дети растут без должного внимания или наоборот - слишком сильных и строгих родительских методов. Они могут также выходить из дисфункциональных семей.
  7. Тяжелый психический стресс и травма, полученные в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызвать задержку психического и речевого развития:

  1. Врожденные аномалии центральной нервной системы;
  2. Эпилепсия и другие неврологические заболевания;
  3. Ишемия головного мозга;
  4. Гидроцефалия;
  5. Повышенное внутричерепное давление;
  6. Детский церебральный паралич (ДЦП);
  7. Опухоль головного мозга;
  8. Патологии сосудов головного мозга;
  9. Лейкодистрофии;
  10. Нарушение ликвородинамики.

Нужно подчеркнуть, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Корректировать нужно не только ЗПРР, но и причины ее возникновения в первую очередь.

Аутизм, связанный с ЗПРР

Когда работа центральной нервной системы (ЦНС) сбоит или организм ребенка подвергается воздействию сильных инфекций, то это может привести к задержке не только в речевом и психическом развитии. В ряде случаев заболевание сопровождается проявлениями расстройств аутистического спектра. Давайте рассмотрим их признаки в поведении ребенка.

  • Отсутствие эмоционального контакта с окружающими, неумение улыбаться или общаться с родителями.
  • Склонность к агрессии, направленной как на окружающих, так и на себя (кусание себя или удары).
  • Стереотипное поведение: раскачивание на месте, хождение по кругу, вертение в руке одного предмета, компульсивное расстановка предметов в определенном порядке и негативная реакция на новые условия.
  • Неумение играть с игрушками, предпочтение конкретных игрушек или их частей.
  • Избегание общения со сверстниками и неумение взаимодействовать с ними.

Также непонимание обращенной речи является признаком аутизма, а также задержка в развитии речи. Если Ваш ребенок проявляет перечисленные признаки, то лечение должно проводиться совместно с психологом и логопедом-дефектологом, а также другими специалистами.

Лечение ЗПРР: какие меры нужно принять

Диагностика ЗПРР – это только первый шаг на пути к оздоровлению ребенка. Начинать лечение нужно как можно раньше, причем выбранный подход должен быть комплексным. Врачи убеждены, что в терапии должны участвовать родители, психиатр, невролог, логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог. Если родители приступят к лечению, когда отставание в развитии не очень высоко и ребенок еще маленький, результаты будут впечатляющими. Но чем позже начнется лечение, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками.

Методы лечения задержки психоречевого развития у детей

Методы лечения задержки психоречевого развития у детей

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — это последствие различных нарушений в нервной системе ребенка. К счастью, в современной медицине существует ряд методов, которые помогают улучшить здоровье детей с ЗПРР.

Микротоковая рефлексотерапия является одним из методов лечения ЗПРР. Этот метод включает воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Импульсы помогают восстанавливать работу центральной нервной системы в зонах, где она была нарушена. Врач, используя аппарат, воздействует на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Микротоковая рефлексотерапия очень эффективна при гидроцефалии. Этот вид терапии разрешен для детей с шести месяцев.

Занятия с логопедом-дефектологом – еще один метод, помогающий детям с ЗПРР развивать память, мелкую моторику, мышление, а также учит правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Логопедический массаж - это дополнительная мера при задержке речевого развития, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Однако, одним лишь логопедом-дефектологом дело не ограничивается. Родители не должны обращаться к логопеду-дефектологу, если ребенок не был предварительно проработан другими специалистами.

Медикаментозная терапия – еще один метод лечения ЗПРР. Лекарства назначают врачи-неврологи или психиатры. Перед назначением медикаментов, врач проводит исследование через компьютерную томографию, ЭЭГ и другие методы, выявляя нарушения в работе ЦНС. И только после этого он разрабатывает индивидуальную схему лечения пациента. Чаще всего, неврологи назначают ноотропные лекарственные средства. Однако, не всегда психотропные препараты прописываются "по адресу". Некоторые случаи могут обойтись без них или заменой на другие лекарства.

Существует несколько дополнительных способов коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом может быть необходима в случаях, когда отставание в речевом развитии вызвано психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье или когда ребенок избегает общения со сверстниками.
  • Существуют также альтернативные подходы к лечению, включая иппо- и дельфинотерапию, музыкотерапию и другие развивающие упражнения, способствующие развитию мелкой и крупной моторики. Родители также могут вести работу с ребенком самостоятельно, например, устраивая подвижные игры или занимаясь с ним сборкой паззлов.
  • Остеопатия - это также эффективный метод альтернативной медицины, который может помочь детям с ЗПРР. Остеопат воздействует на активные точки на теле ребенка, стараясь сбалансировать работу нервной системы, метаболизма и психики ребенка.

Однако, нельзя полагаться только на один метод, такой как прием таблеток или работу с логопедом-дефектологом, для эффективной коррекции ЗПРР. Задача родителей - найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий в себя различные методы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *