Возможности и подходы удаленного обучения
В настоящее время для получения высшего образования не обязательно ходить каждый день в университет и посещать лекции в аудиториях. Использование современных методов обучения позволяет получить образование дистанционно, даже находясь в необычных для учебного процесса условиях.
Задача обучения: от теории к практике
Вовсе не только запоминание технической информации является целью учебного процесса. Более того, целью является получение практических навыков, которые будут способствовать личностному росту и развитию. Овладение знаниями - это комплекс процессов, связанных с получением представлений о предмете и доведением умения использовать эти представления в реальной жизни до автоматизма. Важен и сам процесс преподавания, для того чтобы студент мог успешно осваивать материалы и навыки приобретения знаний. Важна мотивация студента, создание комфортных условий для обучения, наличие стимулов для активной работы и духовной напряженности.
Многие педагоги издревле посвящали свои труды вопросу эффективного проведения обучения. Я.А. Коменский в своей "Великой дидактике" обсуждал создание идеальных условий для студента, которые поддерживали бы его интерес к учебному процессу. А.С. Макаренко, Г.Г. Аракелов, В.А. Сухомлинский исследовали поведение студентов, применяли различные методы для оптимизации учебного процесса и повышения его эффективности. В современной педагогике проводятся многочисленные исследования вопроса оценки эффективности дистанционных форматов обучения и о продуктивности самого процесса, что доказывает актуальность этой проблемы.
Желаете ли вы, чтобы я внес некоторые изменения в структуру статьи или только в контент?
Используя оригинальную структуру текста, возьмём на себя задачу описания процесса усвоения знаний и качественных типов, связанных с этим процессом.
При познании мира каждый человек проходит через определенное количество уровней усвоения знаний. Этапы, описанные здесь, помогут разобраться в том, как мы учимся и какие типы усвоения знаний мы используем.
Нулевым этапом является знакомство с материалом. Его понимание является первой ступенью, которую методисты называют нулевым уровнем.
Когда мы узнаем материал с помощью некоторой внешней подсказки, такой как наставник, учебное пособие, справочник или конкретная жизненная ситуация, мы можем перейти на первый уровень усвоения знаний.
Далее следует второй уровень, на котором учащийся самостоятельно, без внешней подсказки, может воспроизвести ранее полученные и усвоенные знания и с ее помощью решить типовые задачи.
На третьем уровне, который называется эвристической деятельностью, ученик уже может применять свои знания в нетипичных ситуациях и справляться с нетиповыми задачами.
Наконец, на четвертом уровне, который является высшим уровнем, происходит проявление исследовательской и изобретательской деятельности, благодаря которым педагоги хотят обеспечить полное усвоение знаний.
Существует два качественно различных типа усвоения знаний, репродуктивное и продуктивное. При репродуктивном усвоении обучающийся может лишь воспроизвести полученную информацию, в то время как при продуктивном типе ученик перерабатывает информацию, применяет ее в ситуациях, не совпадающих с учебной моделью. Целью педагогов нового времени является создание форм обучения, при которых продуктивный тип усвоения знаний будет превалировать над репродуктивным. Одной из таких форм является дистанционное обучение.
Подходы к обучению при дистанционном образовании
Сегодня дистанционное обучение является одним из наиболее популярных способов получения образования. Оно дает возможность студентам получать высшее образование, не изменяя свой образ жизни, не тратя время на дорогу и не переезжая в другой город. Занятия проводятся по индивидуальному графику, следовательно, приобретать новые знания можно, не прерывая работу и совмещая обучение в нескольких заведениях. Кроме того, удаленное обучение часто является единственным способом получить высшее образование для студентов с ограниченными возможностями.
Удаленное обучение использует самые современные методики, включая специально разработанные преподавателями интерактивные образовательные курсы, веб-семинары, онлайн-лекции и создание собственных проектов – самостоятельно или в сотрудничестве с другими студентами. Контроль знаний проводится также в онлайн-режиме с помощью тестирования, зачетных работ и лабораторных работ, результаты которых студент отправляет преподавателю в электронном формате. Таким образом, студенты имеют возможность учиться в свободное время, не находясь в жестких временных рамках. Тем самым они могут самостоятельно разработать и применить наиболее эффективную схему усвоения знаний на практике. Интернет также предоставляет студентам возможность общаться друг с другом и посещать семинары с ученными, публичными деятелями и крупными специалистами-практиками.
Таким образом, одним из основных преимуществ дистанционного обучения является его доступность для всех, независимо от местоположения и занятости студента.
Фото: freepik.com