Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу
Современные автовладельцы предпочитают быстрые автомобили с турбированными двигателями. Это связано с тем, что использование турбокомпрессора позволяет увеличить показатель мощности на 30% или даже 40%. Но, как и всякая механическая деталь, турбина со временем изнашивается и нуждается в ремонте. Откладывать его нельзя, ведь именно из-за этого неисправности могут привести к поломке двигателя.
Прежде чем рассказать о мероприятиях по предотвращению неполадок турбокомпрессора, стоит понять, почему они возникают. Основными причинами являются прожог маслосжатых колец, застревание вентилятора, загрязнение масляных каналов, порванный переключатель наддува, а также провалы в системе питания и электроники.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо проводить регулярное обслуживание турбокомпрессора. Это включает в себя не только замену масла, но и проверку воздушных фильтров, термостатов, шлангов, зажимов, обойм и ремней приводных систем.
Если же неисправность все же произошла, то ремонт турбины проходит в несколько этапов. Сначала производится диагностика и определение неисправности. Затем проводится разборка и чистка турбокомпрессора от нагара и грязи. Предыдущие мероприятия позволяют определить, нужно ли менять какую-то деталь или можно обойтись без этого.
Отремонтировать турбину можно в любом крупном автосервисе. Главное, правильно подобрать сервисный центр, который работает с турбированными автомобилями.
Таким образом, автовладельцы должны помнить о необходимости регулярного обслуживания турбокомпрессоров, чтобы избежать неполадок и длительного ремонта. Если же неисправность все же произошла, то важно своевременно привезти машину в сервисный центр для профессионального ремонта турбины.
Почему турбокомпрессор может выйти из строя
Механизм турбокомпрессора использует выхлопные газы для сжатия и нагнетания воздуха в двигатель, и устанавливается в выхлопной системе между выпускным коллектором и выхлопной трубой. Турбокомпрессоры устанавливаются на бензиновые и дизельные двигатели, и различаются по температурным режимам работы. Бензиновая турбина работает при более высокой температуре, поэтому используются сплавы большей жаропрочности.
По статистике, турбокомпрессор чаще выходит из строя, чем другие части двигателя, потому что его работа зависит от исправности всей системы автомобиля. Турбина вращается до 250 000 оборотов в минуту и подвергается высокой температуре до 1000 градусов, поэтому зависит от безупречной работы систем охлаждения и смазки, топливной и выхлопной системы, а также системы вентиляции картерных газов.
Несмотря на то, что турбокомпрессор - достаточно надежное устройство, повреждения могут возникнуть по следующим причинам:
- Некачественное или загрязненное масло - моторное масло загрязняется сажей от сгорания топлива в процессе эксплуатации. Если двигатель еще может кратковременно работать на грязном масле, то для турбокомпрессора это смертиельный удар. Вал и подшипники при вращении испытывают значительную нагрузку, и даже небольшая частица может оставить царапины. Для турбированных двигателей необходимо использовать специализированное масло высокого качества, которое создаст хорошую масляную прослойку между валом и подшипниками, что исключит сухое трение и повышенный износ.
- Недостаточное количество масла - если масло не проходит через турбокомпрессор, температура внутри корпуса резко повышается, из-за чего масло начинает сворачиваться и приводить к закоксовыванию лопаток турбины. Это может произойти из-за неисправности масляного насоса, деформации трубок или недостаточного количества масла.
- Попадание инородных частиц - при всасывании воздуха в турбину могут попадать посторонние предметы, такие как песок, грязь, и насекомые. Это приводит к деформации и стачиванию лопастей турбины, которые могут засоряться отколовшимися фрагментами клапанов и свеч накала, кусочками герметика. Воздушный фильтр должен регулярно заменяться, чтобы избежать подобных ситуаций. Если трещины на коллекторе не удаляются вовремя, то это приводит к дисбалансу ротора, и замена турбины уже практически невозможна.
- Засорение выхлопной системы - для повышения экологичности двигателей на них устанавливают катализаторы и фильтры. Однако при наличии такой конструкции может возникнуть уменьшение проходимости выхлопа, создавая неблагоприятное давление на вал турбокомпрессора и повышенный износ подшипника. Катализатор должен меняться каждые 150 000 км.
- Несоблюдение условий эксплуатации - так называемые "холодные запуски" передвижения автомобиля с неогретым двигателем могут неблагоприятно повлиять на детали турбокомпрессора, поскольку он зависит от масла и доступа масла на детали. Также некоторые автомобилисты допускают большие интервалы между заменой масла (рекомендуется менять масло каждые 10 000 км).
Статья: Как отремонтировать турбину: этапы процесса
Несправность турбокомпрессора может проявляться через увеличенный расход масла, посторонние шумы, «нездоровый» черный выхлоп и снижение производительности двигателя. Ремонт такой неисправности может быть крайне сложным. Решением этой проблемы может стать обращение в квалифицированный автосервис, где будет проведена комплексная диагностика и ремонт турбины.
Процесс ремонта бензиновых турбин состоит из нескольких этапов. Сначала проводится полная компьютерная диагностика электронных узлов автомобиля для выявления ошибок и кодов неисправности от датчиков. Затем производится осмотр турбины для проверки её целостности и выявления наличия осевого люфта и потери масла. Далее следует демонтаж и разборка турбокомпрессора и проведение визуальной дефектовки.
После разборки турбина отправляется на чистку, которая проходит несколько этапов. Сначала она отмывается в паровой высокотемпературной камере и в ультразвуковой ванне для удаления масляных отложений и выявления трещин, после чего неповрежденные детали отправляют на обработку в пескоструйную камеру. В результате очистки проводится полировка деталей.
Затем производится сборка турбокомпрессора. При необходимости вышедшие из строя детали заменяют на новые. Следующий этап – балансировка. Первым балансируется ротор, затем ротор с колесом, и в последнюю очередь сам картридж.
После сборки турбина отправляется на тестирование на специализированных стендах. Тестирование происходит при вращении турбокомпрессора до 180 000 оборотов в минуту при одновременной подаче масла под давлением. На этом этапе происходит выявление остаточного дисбаланса ротора.
Затем проводится анализ состояния актуаторов с помощью прибора-тестера. После этого отремонтированную турбину устанавливают на автомобиль и проверяют патрубки, а также интеркулер на герметичность с помощью дымогенератора. В процессе ремонта турбин дизельных двигателей проводится аналогичная процедура с сажевым фильтром.
Однако, причиной неисправности турбокомпрессора может также стать неисправность катализатора. Как правило, это происходит из-за его засорения продуктами переработки топлива. В случае выхода из строя катализатора его можно заменить на новый, однако такой процесс является очень дорогостоящим. Для более доступного решения проблемы можно удалить агрегат и перепрошить блок управления двигателем. Таким же образом могут быть устранены и проблемы с клапаном ЕГР, который также подвержен засорению.
Важно помнить, что на всех этапах ремонта турбокомпрессора необходимо соблюдать идеальную чистоту, так как даже мельчайшие частицы грязи могут привести к быстрому износу запчастей. В свою очередь, своевременные меры по уходу за катализатором, сажевым фильтром и клапаном ЕГР значительно продлят срок службы турбокомпрессора и предотвратят большинство возможных причин поломки.
Ремонт турбины своими руками – это риск или возможность сэкономить? Многие автовладельцы считают, что обращаться в специализированный сервис для этого нет необходимости, а восстановление турбокомпрессора можно осуществить в «домашних» условиях, если иметь некоторые базовые автомеханические навыки. Однако, без специального оборудования не исключено возникновение ошибок, которые часто допускаются людьми, не профильно обученными в этой области.
Идеальный сценарий ремонта турбины начинается с правильной диагностики и обнаружения неполадок, что требует от специалиста использования специального оборудования. Как правило, «домашний» ремонт включает в себя такие действия, как демонтаж, разборку, очистку специальным раствором, визуальную дефектовку, замену необходимых деталей, сборку и монтаж. Но при этом не все этапы могут быть воспроизведены в «домашних» условиях, что повышает риск возникновения ошибок, например, в балансировке ротора и картриджа. Кроме того, самостоятельный ремонт не позволяет произвести необходимую компьютерную диагностику для выявления общей картины неполадок.
Если проблема заключалась только в загрязнении и закоксовке некоторых деталей, восстановление турбокомпрессора своими руками может привести к положительному результату. Однако, автовладельцам стоит учитывать, что неисправностей может быть несколько и самостоятельный ремонт может привести к серьезным последствиям, таким как повреждение двигателя или его полный выход из строя. Неправильно отлаженная турбина способна нанести автовладельцу намного большей финансовой убыток, чем профессиональный ремонт в специализированном сервисе.
Таким образом, ремонт и восстановление турбины – это обязательная процедура для каждого автолюбителя, использующего турбированный двигатель. Чтобы избежать возможных ошибок, автомобиль рекомендуется доверить квалифицированным специалистам. Поэтому, чтобы не расходовать деньги и время впустую, лучший вариант – обратиться в надежный сервис, где профессионалы смогут восстановить турбину в кратчайшие сроки и обеспечить ей длительную работу.
Фото: freepik.com