Он узнал о ее диагнозе и бросил. Душераздирающая история ВИЧ-позитивной липчанки

Когда Ирине Кузнецовой (имя и фамилия героини изменены. — Прим. автора) предложили выйти замуж, она честно сказала кавалеру, что у нее ВИЧ.


Когда Ирине Кузнецовой (имя и фамилия героини изменены. — Прим. автора) предложили выйти замуж, она честно сказала кавалеру, что у нее ВИЧ. Признание стало проверкой на прочность: пара распалась. Ирина приняла решение о разрыве отношений спокойно. Она понимала, что ее в качестве потенциальной супруги тот мужчина выбрал не сердцем — уверенная в себе, жизнерадостная женщина со схожими интересами просто подходила ему в жены. Да и привыкла к тому, что в обществе нет толерантности по отношению к ВИЧ-инфицированным.

Своя линия поведения

— Пока проблема не касается тебя лично, ты отгораживаешься от нее и информацию по теме пропускаешь мимо ушей, это естественно и закономерно, — говорит липчанка, по внешнему виду которой невозможно догадаться о ее недуге. — Как только она приходит в твою семью, становится твоей болью, отношение кардинально меняется. Но пока у нас нет возможности жить полностью с открытым лицом. Особенно остро ощущается предвзятое отношение к ВИЧ-инфицированным и к их детям в небольших населенных пунктах. Работодатели находят причины, чтобы уволить такого сотрудника, и препятствуют его дальнейшему трудоустройству. Знаю женщину, у которой сожгли дом. Даже некоторые медики, которым я сообщала о своем диагнозе, реагировали неадекватно. Однажды в больнице врач перестал ко мне подходить, даже выписал из больницы с температурой и кашлем. Но я не ропщу: человеческий фактор есть всегда. И каждый сам выбирает линию своего поведения.

Близкие Ирины знают о ее диагнозе. В курсе и рабтодатель. Он понимает: если болезнь не мешает профессионально выполнять свои обязанности, нет причин отказываться от хорошего специалиста. Никто же не увольняет сотрудника, если у него, к примеру, гастрит или ангина. Есть у нее и постоянные отношения с мужчиной. Медицина сегодня шагнула далеко вперед — и при соблюдении элементарных правил безопасности вероятность заразить партнера мизерна.

Во все тяжкие

— Я бы не хотела, чтобы моя история прозвучала как крик души или оправдание, — говорит она. — В том, что я заразилась, никто не виноват, кроме меня самой. С тем образом жизни, что я вела, неудивительно, что получила такой диагноз.

В семье складывалось не все просто, с раннего возраста Ирина была предоставлена сама себе. Не скатиться помогали трудности, борьба с которыми только закаляла. Чтобы обеспечить себя, освоила профессию, нашла работу и даже успешно вышла замуж.

— Отсутствие твердых, правильных ориентиров, воспитания привело к тому, что не сумела выстроить отношения с мужем, — рассказывает Ирина. — Требовала от него слишком многого, беря за образец книги и фильмы. Продержались вместе четыре года, я устала от этой борьбы и самой себя. Поняв, что не могу сделать его счастливым, предложила расстаться. Он долго пытался изменить ситуацию, но безрезультатно. После развода я пошла искать счастье, пустившись, что называется, во все тяжкие.

Обстоятельства сложились так, что в тот момент круг общения сузился до одной подруги, чей молодой человек плотно употреблял наркотики.

— Я приходила к ним в гости, наблюдала, даже не допуская мысли, что сама могу попробовать. Через полгода решилась уколоться, наивно считая, что один раз нестрашно. Нехватки в средствах не испытывала — всегда хорошо зарабатывала, да и потом не воровала ради дозы, хотя и не отказывалась принимать то, что таким образом добывали другие. Рано обретенная самостоятельность, ощущение себя исключительной личностью, упрямство характера — все это подтолкнуло сделать первый шаг. Тогда мне было 25 лет.

Самая распространенная ошибка — думать, что в любой момент есть путь обратно. Один укол — и ты уже в зависимости от наркотиков. Они меняют твой внутренний мир — воспринимаешь его через иллюзии. Ты не решаешь проблемы, которые появляются в жизни, но возникает ложное представление, что можно без усилий, благодаря дозе, найти из них выход. Главная проблема наркозависимых в том, что мы замечаем несовершенство вокруг, а не внутри себя. Нужно перестать идеализировать себя, нянчить свою исключительность, принимать себя по-честному, не требуя от других особого отношения. Это называется взросление.

На дно катиться проще

— Конечно, понимание пришло гораздо позже, — продолжает липчанка. — Плохое не сразу затягивает, и это самая большая опасность. Есть такая притча о профессоре, который взял двух лягушек для опыта. Одну бросил в кипяток, и та выскочила из него. Вторую посадил в кастрюлю с водой и стал нагревать, прибавляя по градусу. Она спокойно сидела там долгое время. Так и мы. Когда резко падаешь на дно, появляется страх, который заставляет тебя действовать. А когда туда катишься медленно, даже не понимаешь, что с тобой происходит. Иногда я не употребляла наркотики по несколько месяцев и даже лет. Да и на активном этапе были «звоночки» — ситуации, которые вроде бы должны заставить остановиться. Но я ж с характером, и чужое мнение мне не было авторитетом. Я продолжала работать до последнего, но без наркотиков уже не могла физически себя нормально чувствовать. Однажды, придя в офис, увидела его не обычной комнатой, а длинным коридором с зелеными мерцающими лампами. В другой раз поймала себя на мысли, что не могу выполнить в уме простых математических действий — разучилась думать, настолько атрофировались клетки мозга. Гниющие ноги и неестественная худоба были для меня реальностью. Расставшись с мужчиной-наркоманом, поняла, что полностью во власти зелья, оно правит моим миром. Как бы этого не хотела, не способна завязать без помощи других. Помню этот момент: сидела и рыдала от собственного бессилия. Несколько раз лечилась в наркологии, там и узнала, что у меня ВИЧ. На тот момент мне было все равно, от чего умирать. Наложить на себя руки не решилась: чувствовала, что самоубийц в загробном мире ждут пустота и одиночество.

Выбраться из зависимости (в завязке наша собеседница уже более десяти лет) помог случай. Не вдаваясь в подробности, Ирина рассказала, что ей выпала возможность уехать из города на год. Лишившись привычного круга знакомых, в том числе из наркосреды, она осталась наедине с своими проблемами. Посмотрела на свою жизнь со стороны, проанализировала ее. Вернулась другим человеком. Признается:

— Пришло покаяние, я обратилась к Богу и почувствовала облегчение. Поняла, что мне дается последний шанс, и выход один — путь к свету. Я научилась жить в нормальном мире, не отгораживаясь от проблем, которых не избежать, — такова жизнь. Теперь считаю, что нет ни одной ситуации, с которой человек не способен справиться.

Помогла себе — помоги другим

Сегодня Ирина трудится равным консультантом в Липецком областном центре по профилактике и борьбе со СПИД и другими инфекционными заболеваниями.

— Когда ты получаешь диагноз, уже поздно строить предположения, в какой именно момент ты заразился, — говорит Ирина. — Это свершившийся факт, которого не изменить. Человеку свойственно искать оправдание, разводить руками, мол, откуда могло взяться. Но каждый в глубине души знает и понимает: по воздуху ВИЧ не передается. Важным становится другое: как жить дальше с этим фактом.

Твоя жизнь меняется на 180 градусов, и нужно время, чтобы она вновь вошла в прежнее русло. Не раз я слышала от инфицированных, что это тупик, что впереди — только умирание. Человек боится за своих близких, устраивает вокруг себя чуть ли не лепрозорий. Нужно перестать относиться к диагнозу как приговору, навешивать на себя ярлыки. Надо принять, что ты ВИЧ-положителен, и включить режим приема препаратов в обычную жизнь, осознать, что ты не опасен, если соблюдаешь элементарные правила — предупреждаешь врача, который будет контактировать с твоей кровью, сообщаешь партнеру, если дело идет к контакту, и используешь средства предохранения. Плюс нормальное питание, крепкий сон, нагрузки в меру, здоровый образ жизни, не повторение ошибок прошлого — то, что не помешает никому. Соблюдая правила, можно родить здоровых детей, создать семью и до старости быть счастливым. Знаю такие примеры: у одной ВИЧ-положительной мамы трое здоровых деток, муж тоже не инфицирован.

Я рада, что могу быть полезной другим. В жизни тех, кто обращался ко мне как консультанту, произошли положительные перемены. Одни были направлены в реабилитационные центры, где пересмотрели свою жизнь и сделали первые шаги к выходу из наркозависимости. Другие стали более ответственно относиться к лечению. Третьи перестали чувствовать себя одинокими в проблеме. А у меня появился стимул, чтобы не унывать и держаться позитивного курса в своей жизни.

Любовь Колчева, ведущий психолог центра «АнтиСПИД»:

- Равный консультант — человек, у которого есть опыт полноценной жизни с ВИЧ. Когда человек узнает о своем диагнозе, он испытывает огромный стресс, можно сказать, теряет землю под ногами. Как перестроить свою жизнь, с чего начать, нужно ли рассказать родным, как не навредить близким — вопросов рождается множество. И медицинский работник, готовый дать информацию, оказывается по ту сторону проблемы, а значит — и доверия. Тут и приходит на помощь равный консультант, который уже прошел через этот этап. Он рассказывает о своем опыте, о необходимости принимать терапию, можно сказать, дает инструкцию, как жить дальше с ВИЧ, мотивирует отказаться от наркотиков, помогает в решении социальных проблем.

Участие равных консультантов в работе центра поддерживается проектом «Предупреждение и профилактика — путь к здоровьесбережению наркозависимых», который получил грант Президента России. 

ВИЧ не передается:

- при рукопожатии, объятиях, поцелуях;

- через пот, слюну или слезы;

- при кашле и чихании;

- при использовании общей посуды или постельного белья;

- при совместном использовании ванны и унитаза;

- через животных или при укусах насекомых.

ВИЧ передается:

- через незащищенный (без презерватива) половой контакт;

- через совместное или повторное использование шприцев и игл;

- при использовании нестерильного инструмента для татуировок и пирсинга;

- от ВИЧ-позитивной матери ребенку — во время беременности, родов и при кормлении грудью.

Цифры и факты

- В Российской Федерации сохраняется высокий уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией и не снижаются темпы прироста новых случаев заражения. Эпидемия уже вышла за рамки групп риска и распространяется в среде социально благополучных людей трудоспособного возраста.

- По состоянию на 30 июня 2019 года кумулятивное число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции среди россиян составило 1376907 человек. 335867 из них уже нет в живых. То есть ВИЧ-инфицирован примерно каждый сотый житель страны.

- На первое место вышел половой путь передачи (58,9 процента), доля заразившихся при употреблении наркотиков снизилась до 37,4 процента.

- Больше всего новых выявленных случаев в возрастной группе 30-49 лет.

- В Липецкой области ситуация по ВИЧ-инфекции стабильна, наш регион продолжает оставаться территорией с низким уровнем ее распространения.

- На 28 октября 2019 года в Липецкой области выявлено 3687 ВИЧ-инфицированных. За десять месяцев текущего года выявлено 295 новых случаев, 250 из них — местные жители.

- От ВИЧ-инфицированных матерей в регионе за все время рождено 324 ребенка, девять из них инфицированы.

Олеся Скворцова ("Липецкая газета") 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Последние новости

Прокуратура защитила права инвалида в Липецкой области

Проблемы с креслом-коляской привели к судебному иску.

Мобильная приемная прокуратуры проведет прием граждан в Измалковском районе

Прокуратура Липецкой области усиливает работу с населением для повышения доверия.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Гатчине с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *