Святыни – рядом с нами

Есть в соседнем Чаплыгинском районе село Дубовое, о котором каждый из лев-толстовских жителей, конечно, слышал.

Есть в соседнем Чаплыгинском районе село Дубовое, о котором каждый из лев-толстовских жителей, конечно, слышал. Многие побывали в селе по пути за целебной водой на знаменитый святой источник. А кто-то родом из этого старинного села

Впервые Дубовое упоминается в документах 1646 года как поселение с названием Дубовый Нос - по дубовому лесу, имевшему форму выступа. В конце XIX - начале XX века Дубовое было одним из крупнейших сёл нашего региона.

Дубовской колодец

Огромную известность селу принёс Дубовской колодец, или источник Николая Чудотворца. Он считается самым древним на территории Липецкой области. По легенде, однажды на колодце появилась икона святого Николая Угодника. И стал сей ключ притягательным и исцеляющим для многих и многих людей. Выжил источник и во времена советской власти, хотя предпринималось немало попыток его «закрыть». Поделюсь сведениями, «добытыми» мною в разных источниках.

В мае 1924 года в селе Дубовом Раненбурского уезда Рязанской губернии к местному источнику усилился поток странников. По решению Тамбовского губкома для обследования колодца была направлена комиссия во главе с уполномоченным ГПУ по Козловскому уезду С.И. Кондратьевым. Члены комиссии встретились с одним из исцелённых – военным фельдшером из села Решетовка Богоявленской волости. Он полгода страдал тяжелейшей болезнью, приковавшей его к постели. После купания в колодце недуг его оставил. Освидетельствовав колодец, члены комиссии составили акт: «Уже при выезде из с. Ст. Сеславино комиссия обратила внимание на отдельные группы граждан, направляющихся к святому колодцу. Из опросов паломников обнаружилось, что сфера влияния колодца распространилась уже по значительному радиусу, в среднем доходящему до 40 вёрст, а в отдельных случаях до 60 вёрст. Расспросом граждан установлено, что их внимание привлекается усиленными слухами об исцелении больных, а также видениями на дне колодца и даже в воде, взятой из колодца: Христа, Божией Матери, Николая Угодника. В отдельных случаях видели в воде колодца по грехам своим бодающихся коров, кучи червей, змей.

В момент обследования в означенном логу расположилось до 10 крестьянских подвод с распряжёнными лошадьми и около 400 паломников, в главной массе состоящих из женщин. Бросалось в глаза наличие большого количества разного рода больных и инвалидов: слепых, хромых, страдающих пляской св. Витта, сифилитиков, паралитиков и др. Группа обнажённых женщин обливалась водой. Над колодцем построена крыша из нового тёса со старым деревянным крестом сверху. На висячей доске от купола крыши имеется рамочный иконостас со старой иконой Николая Чудотворца и Божией Матери. Через колодец проходит более 1000 человек в день, в большие церковные праздники до 10000 человек. В конце мая внимание граждан к колодцу было взвинчено рассказом местного пастуха, который передавал, что во время грозы и ливня он заметил выходящий дым из колодца. У источника периодически появляются монашки, организуя церковные песнопения, чтение псалтири и других церковных книг и лекций о чудесах. Жена диакона принимает живое участие в прославлении колодца, а 16 июня к колодцу был крестный ход при стечении народа до 10000 человек.

Комиссия считает необходимым рекомендовать скорейшую ликвидацию означенного колодца и паломничества к нему, служащих центром и источником антисоветской агитации».

Но «закрытие» колодца, засыпка его камнями и землёй не смогло перекрыть воду и «отвадить» от него православных паломников. Правда, гонения со стороны власти заставили людей действовать гораздо осторожнее.

В конце 1950-х гг. представители власти хотели на роднике «организовать временный летний лагерь для крупного рогатого скота или свиней». Но этим планам что-то помешало. В 1959 г. местный колхоз начинает строить на территории колодца плотину и докладывает вышестоящему начальству: «В пруду будет размещен рыбопитомник и водоплавающая птица. Родник будет затоплен, и доступ к нему паломников прекратится…». Но в полую воду возведённую плотину сорвало, и пруд не получился.

В настоящее время территория колодца благоустроена, отсыпана дорога, и к нему по-прежнему не иссякает поток верующих.

Любушка

На просторах Интернета я нашла рассказ чаплыгинского краеведа Александра Ряузова о дубовской матушке-молитвеннице и спешу поделиться этой историей с читателями «Народного слова».

Любовь Шестакова (в Дубовом её звали Любушка) была от рождения слепая. Она родилась в 1910 году в соседней Тамбовской губернии. Со своей вожатой Пелагеей в 1950-х годах часто приезжала на источник святителя Николая, где они вместе подолгу молились. По словам местных старожилов, получив благословение у священника, переехали жить в Дубовое.

«Поселились у рабы Божией Татианы, которая их приютила, на улице Набережной на берегу ручья, который истекает от Святого источника. Вскоре рядом построили себе домик. К ним переехали две сестры Пелагеи: Евдокия и София, тоже глубоко верующие. Каждый праздник и по воскресеньям совершали молебные пения, а так как все были неграмотные, к ним приходила раба Божия Наталия, которая читала и пела переписанные акафисты, псалмы, тропари и другие молитвы, а они повторяли за ней и подпевали. Как потом говорила Любушка Наталии: «Я тебя у Бога вымолила, ты будешь моими глазами».

Почти все дни Любушка проводила на источнике. Она рассказывала, как однажды привезли туда девушку. Она почти ничего не видела, а от дневного света боль в глазах становилась невыносимой, поэтому голова была покрыта брезентом. «Я до слёз молилась и просила Бога за неё, - вспоминала Любушка. - Два раза омыв её, спрашивали, видит ли она, на что девушка отвечала: нет. После третьего омовения сказала, что видит. Слава Богу за всё!».

Любушка давала людям советы, наставления. Многим, но не всем, предсказывала, что будет в их жизни. Кто шёл к ней дерзко, без молитвы, без веры, она не отвечала. Говорила: «Когда человек идёт с чистым сердцем, и от Бога всё открыто».

О её прозорливости свидетельствуют многие примеры, вот некоторые из них. Однажды раба Божия Татиана испекла куличи к Пасхе и послала дочь отнести один Любушке, завернув праздничную выпечку в новую марлю и положив в пакетик, которые тогда были в большом дефиците. Поэтому сказала дочери: «Марлю отдай, а пакетик возьми». Любушка, взяв кулич в руки, добродушно улыбнулась и сказала: «А мешочек оставь, он на весах как золотом обольётся». Рабе Божией Марии предсказала смерть сына, который погиб в армии, а Лидии - постоянную работу на швейной фабрике. До этого она сменила несколько мест, а Любушка сказала ей так: «Это твоё последнее место, будешь шить тужурки».

Татиану научила, как надо молиться в сложившейся непростой жизненной ситуации. После замужества её в новой семье невзлюбили, одну невестку очень уважали, а Татьяну даже не называли и по имени. В первый же приход к Любушке та, совсем не зная её, сказала: «А вот к нам и Таня пришла!». И поведала ей притчу, как жили две невестки: одну любили, а другую ненавидели, но та, которую невзлюбили, молилась за обидевших, и её стали принимать и уважать. А потом Любушка научила Татьяну правильно молиться, и вскоре всё уладилось, как будто и не было никакой неприязни.

А вот как рассказывает о ней раба Божия Надежда: «В то время, когда в нашем селе жила Любушка, я была совсем ребёнком. Я ходила к ним с мамой, которая помогала им по дому: мыла пол, приносила из речки воду. Жили они втроём - Любушка, баба Соня и баба Дуня, как я их тогда называла. Домик у них был маленький, но в комнатах находилось много икон. Хозяйством в основном занималась баба Соня, она готовила еду. Баба Дуня почти всегда лежала, она болела. Мама рассказывала, что они никогда рано не садились за стол. Ждали того часа, когда должна закончиться Божественная литургия. Помню, на одной из икон было изображено, как Серафима Саровского тащат по земле разбойники. Любушка мне много рассказывала про этого святого, научила молитве к нему.

Ещё вспоминается, как мы с ней часто сидели на лавочке возле их дома, она меня учила молитвам, как правильно складывать пальчики для крестного знамения. Сама Любушка была невысокого роста, всегда в белом платочке. Такая доброта исходила от неё, словно от Ангела Божия. Она мне подарила икону святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, которая, как память, хранится у меня. Сколько раз Любушка давала мне деньги на гостинцы, да и сами сладости часто я получала и от бабы Сони, и от бабы Дуни. Им явно помогал Господь Бог. Были они в то время старенькие, жили отдельно от села на берегу реки, пенсии не получали, но им всегда кто-то оказывал помощь, и приходили, и приезжали, и присылали посылки со всех сторон. Я помню эти фанерные ящички, их было очень много. Значит, люди получали от Любушки молитвенную поддержку и таким образом благодарили. Мне всегда у них было очень хорошо, спокойно, я словно приходила в другой мир».

Раба Божия Анна часто ходила к Любушке, помогала им, вместе молились, а иногда оставалась ночевать. Накануне смерти молитвенницы тоже была у них, и когда, погостив, собралась возвращаться домой, та ей сказала: «Анна, останься, я завтра буду умирать». Она удивилась, но осталась. А на следующий день опять собралась уходить, но Любушка остановила: «Куда ты уходишь, открывайте Псалтырь, зажигайте свечи и начинайте читать, я умираю». Анна и находившиеся здесь сестры всё сделали так, как сказала матушка, после чего тихо скончалась. Это случилось 22 февраля 1987 года. Похоронена на Дубовском кладбище.

В настоящее время многие приезжают к ней на могилку попросить молитвенной помощи и поддержки в трудных жизненных ситуациях.

К примеру, не так давно на могилку приезжала и семья тамбовчан - Татиана и её муж Евгений. Когда-то они с сёстрами часто приезжали к ней в Дубовое за советом и духовными наставлениями, матушка всегда была рада их приездам, встречала пением духовных стихов и в коротких, полных глубокого смысла притчах советовала, как поступить, предсказывала будущее. Когда у брата мужа случилось горе - умерла жена Ольга, он остался один с тремя детьми. Приехав к Любушке, спрашивал, как дальше ему жить, на что она тихо и ласково ответила: «Не волнуйся, всё пройдёт, будет тебе такая же Ольга». Всё сбылось в точности.

Одна знакомая Татьяны, Зинаида, также ездила в Дубовое к матушке посоветоваться и узнать, начинать ли её сыну строительство собственного дома, на что та ответила: «Не надо. Дом ему не пригодится». Через некоторое время сын погиб.

Заканчивая свой рассказ о матушке, тамбовчанка сказала: «Я считаю, что счастливы мы и все, кто посещал таких духовных людей, как Любушка!».

На примере её жизни Господь явил образец искренней чистой веры, евангельской любви, милосердия и сострадания к ближним. Она, незрячая от рождения, духовными очами видела то, чего мы из-за своей вечной суеты не замечаем. Это одновременно и пример для нас, и укор нам, нашему несовершенству, духовной слепоте, нежеланию исполнять заповеди Божии, следовать за Богом, взяв свой крест.

В КОНЦЕ

Мы в своей погоне за земным мнимым благополучием порой не хотим замечать присутствие Божие в жизни, Его Божественный Промысел. О таком духовном состоянии Господь говорит в Евангелии от Матфея: «Они, видя, не видят и, слыша, не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих».

Автор:  Дроздова Светлана Алексеевна

Последние новости

Проблемы с коррупцией в Лев-Толстовском районе

Прокуратура выявила нарушения в декларациях доходов муниципальных служащих.

Публичные слушания по бюджету на 2025 год в Казаках

Сельское поселение Казацкий сельсовет приглашает жителей на обсуждение бюджета.

Значение устойчивого развития для будущего городов

Как устойчивое развитие влияет на качество жизни в городах?

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Ленинске-Кузнецком с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *