Судьба православного храма

Перед празднованием Дня села Гагарина корреспонденты районной газеты отправились выяснять,

Перед празднованием Дня села Гагарина корреспонденты районной газеты отправились выяснять, как у гагаринцев продвигается важное богоугодное дело - восстановление Христорождественского храма

Его история началась в далёком 1818 году с ходатайства в Раненбургскую епархию помещика майора Льва Рогозина о дозволении построить на свои средства и по своему проекту вместо Никольской деревянной церкви каменную – во имя Христа Спасителя с приделом Николая Чудотворца.

Строили с надеждой: на века  

В 1819 году разрешение было получено, и строительство началось. В 1825 году деревянная церковь сгорела во время пожара, а в ноябре 1928 года был достроен и освящён новый каменный храм. С трёх сторон он был окружён каменной оградой, а с четвёртой – садом. На церковной земле находились деревянные дома священно- и церковнослужителей.

В книге краеведов А.Ю. Клокова и А.А. Найдёнова «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии» есть сведения, что в конце 19 века в должности церковного старосты в Гагарине состоял местный землевладелец поручик Лев Тарасов. Благодаря его стараниям и солидным пожертвованиям храму была переделана колокольня, устроен новый иконостас (старый передали в Гагинскую церковь), оштукатурены внешние стены, приобретены церковные принадлежности, а также новый колокол весом 150 пудов.

В 1903 году возле церкви была построена кирпичная сторожка. При храме находилась церковно-приходская школа, для которой в 1907 году Лев Тарасов построил отдельное здание. В приходе Христорождественской церкви в то время числилось около 1300 жителей села Гагарино и соседней деревни Желябово.

Кстати, до закрытия в церкви хранились две пушки, доставленные сюда в 1703 году. Дело в том, что по селу проходила большая дорога из Москвы, по которой часто проезжал Петр I, следуя на судостроительные верфи в Воронеж и обратно. Во время одной из таких поездок для встречи государя в Гагарино были вызваны два взвода солдат с 2-мя пушками, давшими салют в честь царя. Эти пушки так и остались в селе и долгие годы хранились в храме по углам паперти. По религиозным праздникам из них производили холостые залпы. Они заряжались с дула, а выстрел производили поджиганием фитиля, смоченного керосином.

Наступили времена богоборчества. Сначала из храмов забирали золотые и серебряные изделия. С апреля 1929 г. началось массовое закрытие церквей. 15 мая 1932 г. была объявлена «безбожная пятилетка»: «К 1 Мая 1937 года имя Бога должно быть забыто».

Из воспоминаний уроженца села М.И. Елисеева: «Бурным было это время – время борьбы с религией. Запомнилась Пасха, когда с началом вечерней службы молодёжь собралась на противоположной стороне от церкви, где приезжие артисты-гимнасты устроили своё представление. Оно длилось вплоть до крестного хода. Вторым событием был сброс колоколов с колокольни при большом стечении народа. После этого в церкви был устроен клуб. Население отрицательно относилось к развалу церковных устоев, инициаторов погрома именовали «нехристями», потерявшими совесть».

Христорождественский храм долгое время использовался местным хозяйством в качестве мастерской по ремонту тракторов, автомашин. Для проезда техники в стене проломили ворота, внутри разместили сварочное и токарное оборудование совхоза «Гагаринский». В алтаре устроили кузницу, установив наковальню и гончарную печь.

Решили: храму быть!

В 1993 г. храм был возвращён верующим. Но к тому времени он уже находился в таком обезображенном состоянии, что не каждый, проезжая мимо, мог признать в постройке православную святыню. В нём уже не было ни колокольни, ни придела, ни окон, ни дверей. Все стены до самого потолка были густо покрыты копотью, а вместо пола источала «аромат» улитая мазутом земля.

Тем не менее, гагаринцы решили сделать всё, что в их силах, чтобы привести храм в пристойный вид и возобновить в нём богослужения. Организовали сбор пожертвований, во время субботников вывезли несколько КамАЗов грязи и мусора и приступили к ремонту: настелили полы, поставили перегородку, рассудив, что раз приход уменьшился, то вся обширная площадь ему уже ни к чему, подшили потолок, оштукатурили и побелили стены.

Как и в предыдущий приезд, внутри храма мы ощутили покой, тишину и прохладу – метровой толщины стены надёжно защищают от внешней суеты и палящего солнца. Наша давняя знакомая староста церкви Вера Никаноровна Сёмина   откликнулась на приглашение пообщаться и рассказала о текущих делах прихода. Планы, в которые нас посвятили во время прошлого посещения, успешно воплотились в жизнь: внешняя стена алтаря оштукатурена и покрашена, а в нише по центру установлена большая икона Рождества Христова. В тёмное время суток она освещается благодаря сделанной подсветке.

Вокруг стен продолжаются работы по вывозу земли – в своё время её навозили сюда, доведя до нужного уровня въезд сельскохозяйственной техники. Теперь этот двухметровый слой убирают, чтобы откопать стены и защитить их от влаги и разрушения. Всё делается силами и на средства местных добропорядочных граждан.

- Сейчас мы по селу из дома в дом уже не ходим для сбора пожертвований, - сообщила Вера Никаноровна. - Вывешиваем на видном месте объявление, что требуется собрать на что-либо столько-то денег. И те, у кого лежит душа к Богу, сами приносят или передают, сколько могут. Так понемногу и набираем нужную сумму. Сейчас вот меняем врата на входе – старые совсем обветшали. К Пасхе провели большой субботник по уборке территории. Алексей Текутьев, Царствия ему небесного, помог вывезти несколько КамАЗов строительного мусора. Сельсовет на всё лето взял на себя окос травы. Очень радеет за храм Николай Гонтюрёв, часто заходит, помогает, чем может. Песок вот привёз. Братья Куновы – первые мои помощники. Сейчас занимаются заливкой отмостки. На них я всегда могу рассчитывать. Есть ещё ряд жителей, которые откликаются и помогают во всех делах. А тех, кто не принимает никакого участия, я не осуждаю – у всех своя жизнь и своя дорога к Богу.   

Староста храма показала иконы и рассказав историю почти каждой из них.

– А вот эти вышивает бисером и дарит церкви наша прихожанка Зинаида, - показала она на несколько ярких образов. – Уже более десяти красивых икон – её подарки. А Крест-Голгофу с распятым Христом передали нам из Домачёвского храма, когда там установили новый. (Крест-Голгофа по традиции устанавливают в храмах как напоминание о Жертве, которую принёс Спаситель ради каждого из нас. Изображение Распятия вселяет в душу надежду на то, что Господь, искупивший Своей Кровью падшее человечество, помилует усопших и всех нас, и все мы встретимся в блаженной Вечности – прим. ред.).

- Богослужения у нас проходят не очень часто, в тёплое время года приблизительно раз в месяц, - продолжила Вера Никаноровна. – Когда наступают зимние холода, храм закрыт. Ведь отопления в нем нет. Так что в престольный праздник Рождества здесь тишина. Но, правда, на крещенское водосвятие открываем.

Стены хранят воспоминания   

  Выходить из церкви на улицу и прерывать минуты умиротворения не хотелось - так приятно было отвлечься от всей суеты, в которую мы все изо дня в день погружаемся по самую макушку, послушать ещё немного увлечённый рассказ старосты, представить, как всё происходило здесь десятилетия назад. К примеру, перенестись в ноябрь 1828 года на торжественное богослужение по случаю освящения новой церкви, увидеть одухотворённые лица собравшихся людей, помечтать вместе с ними о том, что этот великолепный храм будет веками исправно выполнять свою важную воспитательную и объединяющую роль, защищать от всех бед и напастей.

 А ещё захотелось мысленно перенестись на службу по поводу венчания сына гагаринского священника Леонида Розанова. Скорее всего, на неё собрались почти все прихожане. Нарядно приодетые люди, мерцание свечей, многочисленные лики икон, глядящие с ещё не обезображенных стен, смущённые и радостные новобрачные… Они ещё не знали, какие испытания им уготованы судьбой впереди. Вячеслав после окончания семинарии служил в храмах Рязанской губернии, а затем в самой Рязани. В 1932 году, направляясь к новому месту служения, был арестован по ложному обвинению в антисоветской пропаганде, осуждён на три года лагерных работ. После возвращения его вскоре вновь арестовали и по приговору суда на 5 лет выслали в Карагандинскую область. После возвращения он служил в храмах Рязанской и Владимирской областей.

Невестой на том венчании была уроженка города Раненбурга Лидия Петрова, прославившаяся потом, как затворница, посвятившая жизнь Богу. Она родилась в 1901 году в верующей семье, окончила Раненбургскую женскую гимназию. Была очень красива и хорошо пела. После завершения учёбы некоторое время жила в селе Троекурово у дедушки и бабушки Тюряевых, которые служили в расположенном неподалеку Гагарине. Здесь она и познакомилась со своим будущим супругом. Их семейное счастье было недолгим. После всех испытаний Вячеслав заболел туберкулёзом и умер, не дожив до старости. От тяжёлых переживаний Лидия сама заболела, постепенно потеряла чувствительность к боли и холоду. Вскоре она возвратилась к матери в Раненбург. Здесь устроилась в больницу медсестрой, работала с уважаемым в городе врачом Александром Боголюбовым. Однако начавшаяся болезнь продолжила прогрессировать. И Лидия приняла для многих непонятное решение: ушла в затвор. (Затворничество – это особая форма христианского подвижничества: человек пребывает в уединении и молчании, всё время посвящая молитве, отвергая себя, собственные мысли и заботы о земных попечениях – прим.ред). С приходившими к ней людьми она общалась при помощи грифельной доски. На ней карандашом писала, что ей необходимо, отвечала на вопросы, давала советы. По свидетельству знавших затворницу людей, она обладала особыми духовными дарами. Умерла Лидия в ноябре 1968 года.

Эти стены хранят воспоминания и о последнем священнослужителе гагаринского храма. С 1917 по 1928 гг им был Павел Фомич Кузовлев. В 1928 году его перевели служить в Покровскую церковь села Астапово. А спустя год ему предъявили обвинение в антисоветской агитации и дали 3 года концлагерей. Многодетную семью за это время «раскулачили», отобрали дом и имущество. После возвращения вместе с семьёй о.Павел жил в небольшом домике, добросовестно нёс службу, пользовался любовью у прихожан. Однако власти в покое его не оставили: арестовывали несколько раз за «контрреволюционную пропаганду», но из-за отсутствия доказательств отпускали. Кроме последнего раза: в январе 1938 года решением тройки при НКВД Воронежской обл. о.Павел был расстрелян. Никаких известий о судьбе священника семье не сообщали, и о расстреле они узнали только в 1988 году.

В КОНЦЕ

Покидая Христорождественнскую церковь, я испытывала двоякие чувства. Как всегда при соприкосновении с трагической судьбой православных святынь в голове пульсировала мысль: «Прости нас, Господи. Не ведали грешные, что творили». С другой стороны, я испытывала радость и гордость, что не перевелись ещё среди нас энтузиасты, готовые отдать частичку себя, чтобы исправить то, что наделали предки-богоборцы. Видимо, Господь во искупление грехов всем нам даёт шанс поучаствовать в богоугодных делах. А вот воспользоваться ли этой возможностью или нет, каждый решает сам.

Автор:  Дроздова Светлана Алексеевна

Последние новости

Проблемы с коррупцией в Лев-Толстовском районе

Прокуратура выявила нарушения в декларациях доходов муниципальных служащих.

Публичные слушания по бюджету на 2025 год в Казаках

Сельское поселение Казацкий сельсовет приглашает жителей на обсуждение бюджета.

Значение устойчивого развития для будущего городов

Как устойчивое развитие влияет на качество жизни в городах?

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Дмитрове на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *