Приветствие митрополита Липецкого и Задонского АРСЕНИЯ на региональном этапе ХХХI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный вы
Ваши Преосвященства, Высокопреподобия и Преподобия, дорогие братия и сестры, дамы и господа!
Ваши Преосвященства, Высокопреподобия и Преподобия,
дорогие братия и сестры, дамы и господа!
Приветствую всех Вас на открытии ХХХI Международных Рождественских образовательных чтений нашего региона, которые коснутся темы «Глобальных вызовов современности и духовного выбора человека». Сегодня все человеческое сообщество переживает напряженное время. Все мы являемся свидетелями стремительно нарастающих кризисных процессов, охватывающих все стороны жизни, приводя людей в растерянность и страх перед масштабностью грядущих потрясений и испытаний, что с новой силой побуждает задуматься о внутренних причинах: экологических и социальных катаклизмов, необходимости соборного поиска путей их преодоления. Для решения таких серьезных вопросов нам, как верующим представителям части нашего народа, необходимо религиозное видение происходящего, основывающееся на многовековом опыте Церкви, Её знании глубинных духовных корней всех мировых процессов.
В начале прошлого века священноисповедник пресвитер Сергий Правдолюбов в своем завещании детям писал: «Бывают в жизни человека внезапные и сильные потрясения – удары. Течет благополучно жизнь, ничто не предвещает несчастья. Вдруг настигает человека ошеломляющий, неожиданный удар – и вся жизнь перевернулась: человек теряет равновесие от тяжких страданий. …Трудно переносятся эти страдания, но когда проходят они, то оставляют в душе человека явственный след, свидетельствующий о том, что эти жизненные удары имеют силу очищать душу человека, приближать ее к Богу, а потому делать ее лучше, чище и возвышенней. Недаром существует в народе нашем поговорка: «Гром не грянет – мужик не перекрестится». И посылаются Господом эти удары с благой целью – чтобы одумались забывшиеся люди, вспомнили о едином на потребу (Лк. 10:42) и изменили свою жизнь. Несомненно также и то, что если бы люди не так часто и так легко забывались, убаюканные благополучным ходом мирной и тихой жизни, то меньше было бы этих ударов, а иных из них и вовсе не было бы... Господь посылает их, жалея человека страдающего, но не может иначе: огрубевает сердце человека так, что только гром заставляет иного перекреститься».
Будто о нашем времени написаны эти строки, отражающие всеобщую взаимосвязь между общественными потрясениями и духовно-нравственным упадком людей. Священное Писание учит человека ответственно относиться к жизни, предупреждая о том, что этот дар смерть может восхитить внезапно: «…во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24:38-39). Подобное было и во дни Вавилонского столпотворения, и в годы падения Византии, и в годы русской Смуты и революции, и во многие другие исторические периоды, предваряемые достижением видимого благополучия. И каждый раз безысходная беда, все подавляющая и разрушающая, приходила неожиданно, о чем говорит Слово Божие: «ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Сол. 5:3). Поясняя действие этого духовного закона, святитель Феофан Затворник писал: «Так происходит не потому, что Господь хотел застичь всех неготовыми врасплох, но по причине духовной беспечности людей, усыпленности их совести видимым мирским благоденствием и безопасностью, так что ни о чем другом и не надо думать, как: есть, пить и веселиться ». Но для людей, внимательных к духовным и нравственным признакам времени, эти события, хотя и были внезапными, но не представлялись неожиданными, ибо Священное Писание свидетельствует, что пагуба приходит, подобно тому, как мука родами постигает имеющую во чреве (ср.: 1 Сол. 5:3). Таким образом, все человеческие бедствия есть результат вынашивания обществом губительного плода греховных страстей при охватившем его духовном нечувствии и забвении. Святой праведный Иоанн Кронштадтский и Оптинские старцы, сокрушаясь о духовном угасании русских людей, еще до трагических событий 1917 г. предсказывали начало революции, призывая к покаянию, как единственной возможности избежать надвигающейся кары Божией. Да и праведный Ной более 100 лет строил ковчег, возвещая о грядущем гневе Божием, но ему не поверили и не прекратили дел своих злых.
То же случилось и в наши дни. Мы перестали ценить возвращенную свободу и честь исповедовать Православную веру. Религиозная жизнь, ревность к богослужениям, молитве, пробудившиеся было в нашем народе в первые постсоветские годы возрождения духовной жизни на Русской земле, начали постепенно затухать, подавляемые тернием житейских попечений, подменой ценностей и нравственных понятий, отравляющих общественное сознание безжизненной моралью европейского гуманизма, провозглашающего права человека, кроме права , на котором они только и могут утвердиться – права на человеческое достоинство как раскрытие в себе образа Божия через уподобление Творцу, в чем и реализуется истинное назначение человека, сотворенного Богом для пребывания в Его любви, Его неизреченной радости . Но человек легкомысленно поверил змею и ниспал из рая. Тем не менее в каждом человеке живо представление о том, что полнота жизни непременно сопровождается счастьем, как высшей степенью безмятежного, радостного состояния души. И каждый по-своему это счастье ищет, но лишь немногие находят его, о чем свидетельствует небывалый рост людей, имеющих обратное состояние, которое в светской терминологии принято называть депрессией, сопровождаемой душевной подавленностью, нежеланием жить, наркоманией, алкоголизмом, погружением в виртуальный мир, самоубийствами, в том числе и среди детей. Причина – та же: люди вновь усомнились в Слове Божием, Воплотившемся ради нашего спасения, возшедшего на Крест из любви к Своему немощному чаду; усомнились в том, что подлинное человеческое счастье заключается в следовании воле Творца, уподоблении Ему, в том, что наследуют это блаженное состояние смиренные, кроткие, ищущие правды Божией, слезно кающиеся в грехах, милостивые, миротворцы, чистые сердцем, верные Богу (см.: Мф. 5:1-12), а не гордые, блистающие земной славой и предавшиеся порокам (см.: 1 Кор. 6:9).
К несчастью, большая часть представителей современного христианского мира утратила дух Христов, отошла от чистоты христианской веры и христианской нравственности, утратив в себе соль учения Христова (ср.: Мф. 5:13), осуществив пагубную подмену христианского учения о преображении души и освящении человека, как смысле его жизни в восхождении по вертикали бытия.
Не случайно, размышляя о продолжающемся и в наши дни противостоянии традиционных и либеральных начал, Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ в своих трудах назвал фундаментальным вызовом эпохи – необходимость выработки человечеством такой цивилизационной модели своего существования в XXI в., которая предполагала бы всемерную гармонизацию взаимодействия Запада и Востока <…> в отыскании баланса между прогрессом в сфере соблюдения прав личности, с одной стороны, и сохранением национально-культурной и религиозной идентичности отдельных народов, – с другой, подчеркивая, что для православного человека настоящего времени первоочередной задачей является усвоение религиозного образа жизни, опирающегося на религиозную мотивацию . Но этому препятствует распространение секулярного образа жизни, сознания и образования, лишая человека знания о возможности духовного выбора между грехом и добродетелью, предлагая на выбор только виды греха.
Сегодня на Западе во многих бывших христианских странах случилось то, о чем пророчествовал преподобный Нил Афонский: «Настанет время, когда люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас» . Обезумевший мир готов в духовном помрачении погубить все вокруг и самого себя, в чем и заключается глубинный корень всех экологических и социальных катастроф современности. Противостать апостасийным вызовам современности – долг каждого из нас, ибо от духовного выбора каждого зависит дальнейший ход развития событий. «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19), – так обращается к каждому из нас Творец.
Досточтимые собеседники, глобальные вызовы современности требуют и решительного ответа, сегодня важно как никогда сплотить усилия представителей Церкви, власти и общества, сферы культуры, образования и других направлений социальной деятельности в сохранении и передачи будущим поколениям тех духовно-нравственных ценностей и традиций, на которых веками стояла и утверждалась Православная Русская земля – хранительница истинной веры для всего человеческого мира. Изберем же жизнь не только словом, но и делами веры, и научим избирать ее наших детей.
Желаю всем нам – участникам сегодняшних Чтений плодотворных дискуссий, обмена опытом, мнениями, что позволило бы выработать некую практическую концепцию реализации в образовательном процессе религиозного знания, как основы ответственного духовного выбора личности.
Митрополит Липецкий и Задонский Арсений
Липецк,
18 ноября 2022 г.
Последние новости
Проблемы с коррупцией в Лев-Толстовском районе
Прокуратура выявила нарушения в декларациях доходов муниципальных служащих.
Публичные слушания по бюджету на 2025 год в Казаках
Сельское поселение Казацкий сельсовет приглашает жителей на обсуждение бюджета.
Значение устойчивого развития для будущего городов
Как устойчивое развитие влияет на качество жизни в городах?
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией