Приветствие и размышление митрополита Липецкого и Задонского АРСЕНИЯ на ХVIII Международном форуме «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения “Роль православной культуры

«…и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф.

«…и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры,
и устремились на дом тот, и он не упал,
потому что основан был на камне» (Мф. 7:25)

Ваши Высокопреподобия и Преподобия!

Досточтимый Олег Михайлович Снежков – главный федеральный инспектор по Липецкой области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе (вероятно, будет участвовать дистанционно);

Уважаемый Александр Николаевич Рябченко – первый заместитель главы администрации Липецкой области.

Дорогие братия и сестры, дамы и господа!

Приветствую вас на открытии ХVIII Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» по теме “Роль православной культуры в формировании национально-духовной идентичности”, благодарю организаторов мероприятия за поднятие такой важной темы, не теряющей своей актуальности для наших сограждан на протяжении более трех веков: от начала преобразовательской деятельности императора Петра Великого до новейшей истории России.

11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России» был принят документ «Декларация русской идентичности», в котором в частности отмечалось: «Каждая нация — сложное динамичное явление. Принадлежность к ней невозможно описать с помощью узкого набора критериев. Чем крупнее народ, чем более деятельную роль в истории он играет, тем шире его генетическое и социальное разнообразие. Самым очевидным критерием национальности является самосознание. В формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера. Хотя события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, при этом, не утратив национального самосознания… Каждый русский чувствует глубинную эмоциональную связь с главными событиями своей истории: Крещением Руси, Куликовской битвой, одолением Смуты и победами над Наполеоном и Гитлером».

Рассуждая о роли православной культуры в формировании национально-духовной идентичности нашего народа, следует вспомнить то воздействие, которое оказало православное богослужение на послов великого князя Владимира в Константинопольской Софии: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…» . Сам же князь был потрясен увиденной иконой Страшного Суда Божия, показанной ему греческим монахом. Так, мы видим с Вами не рациональное заключение, а живое сакрально-эстетическое переживание духовной Красоты и Правды, что стало решающим в выборе святого князя. Божественная благодать коснулась в Таинстве Крещения князя Владимира, и он, обобщив произошедшее с ним чудо преображения души, произнес: «До крещения я был зверем, а после крещения стал человеком». Спустя столетия эту мысль о значении Православия для нравственного состояния общества подтвердил великий русский писатель, познавший и горечь греха, и сладость покаяния, Федор Михайлович Достоевский, крепко заметив, что «русский человек без Православия – дрянь» , ибо присущая ему широта души, не обретая правильного направления, безудержно скатывается к пороку.

Постепенно православная культура изменяла нравы, законы, обычаи, сформировав особый православный уклад жизни, нашедший свое письменное закрепление в своде правил «Как жизнь устроить свято, а быт богоугодно», больше известном как «Домострой». Первый писаный свод государственных законов «Русская Правда» Ярослава Мудрого также был подчинен православному мировоззрению, и до сих пор он считается самым гуманным в истории европейского Средневековья, да и последующих веков. А «битье по рукам», прописанное в «Русской Правде» как форма заключения сделок, использовалась русскими купцами вплоть до ХХ века, считаясь более надежным, чем подпись на соответствующих бумагах.

Благодаря церковной, богослужебной лексике русский язык стал богатейшим в мире по изобилию духовно-нравственных смыслов, четко разграничивших добро и зло, отделявших грех от добродетели. Изменение языка отражало преображение народной души, в которой главенствующее место получило понятие «целомудрие», как достижение всецелой духовной и телесной чистоты. «Целомудрие , – пишет свт. Тихон Задонский, – происходит от духовного сердца и духовного мудрования».

В русское сознание прочно вошли возвышенные образы Нового Иерусалима, Святого Града, а сама Русская земля стала мыслиться как удел Богоматери, как вторая Святая Земля – Святая Русь, что отражает представление о метафизическом назначении русской истории, понимание высокой ответственности за хранение дара православной веры, преклонение перед святыней и подвигом подвижников благочестия, подобно тому, как апостол обращается в посланиях к крещеным народам  «святые», что значит освященные Кровью Христа, призванные к святости. Именно в таком русле понимали этот эпитет и светские творцы культуры. Кого не умилит картина Михаила Нестерова «Святая Русь», или поэтические строки, исполненные сыновней любви, Федора Тютчева:

«…Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя»

Плодом спасительного сеяния Слова Божия на нашей Древнерусской земле стали многочисленные святые всякого звания и сословия. И хотя не все ее жители стали святыми, но все в полной мере стремились соответствовать духовным канонам Православия, что явило себя во всех выдающихся явлениях культуры и духа русской истории.

Идеал святости остался в духовно-национальной ментальности даже в эпоху гонений на Церковь начала прошлого века. Наблюдая ужасы революции, прпмч. великая княгиня Елизавета Федоровна, произнесла: «Великой России, увы, больше нет. Святая Россия не может погибнуть» . О справедливости этого убеждения лучше слов свидетельствует бесчисленный сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской, возглавленных святым семейством главы Империи.

И даже в условиях советской России православная нравственность оставалась в сердцах наших сограждан, но то происходило в условия закрытости страны от идеологического давления западного мира, когда святое место пребывало в запустении, но не было занято кумирами, как бы не старались безбожники-пропагандисты. «Никто не постился, но все разговлялись» , – докладывал один из уполномоченных по делам религии своему начальству обстановку в округе. Одна ко же, лишённое долгие годы опоры в православной культуре сознание духовно-нравственной идентичности дрогнуло в перестроечные годы прошлого века под натиском чужеродных идей, а с ним дрогнула и целостность государства. Духовное возрождение России остановило процесс распада, наши сограждане, воодушевленные церковным строительством, крепли духом, обретая новый смысл жизни, открытый Христом. Однако на сегодня наш народ, особенно молодежь, вновь погружаются в уныние и духовное безразличие. Преодолеть эту серьезную болезнь духа возможно лишь совместными усилиями Церкви, Государства и системы образования, как было глубоко понято еще великим князем Владимиром.

Завершая свое выступление мне хотелось Вам дословно процитировать слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенные им в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в праздник Воздвижения Креста Господня:

«Мы дожили с вами до судьбоносного времени, а в судьбоносное время следует обновить нашу веру, обострить наше сознание и нашу память, посмотреть иначе на многое из того, на что мы еще вчера смотрели без особого внимания и особой заботы».

Молитвами святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского, чудотворца, покровителя нашей части Древнерусской земли, да поможет Господь и нам – участникам сегодняшнего форума внести свою малую лепту в обновление религиозного духа в нашем регионе, выработать новые механизмы в области объединения усилий Церкви, органов государственной власти, образовательных учреждений и общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, возрождения и укрепления духовно-культурных традиций, сплочения народа на основе высоких нравственных идеалов.


Последние новости

Проблемы с коррупцией в Лев-Толстовском районе

Прокуратура выявила нарушения в декларациях доходов муниципальных служащих.

Публичные слушания по бюджету на 2025 год в Казаках

Сельское поселение Казацкий сельсовет приглашает жителей на обсуждение бюджета.

Значение устойчивого развития для будущего городов

Как устойчивое развитие влияет на качество жизни в городах?

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Кирово-Чепецке на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *