ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Вчера православные христиане отмечали Рождество Пресвятой Богородицы. Это престольный праздник одного из старейших храмов Ельца, некогда расположенного на территории Елецкого уезда.

Вчера православные христиане отмечали Рождество Пресвятой Богородицы. Это престольный праздник одного из старейших храмов Ельца, некогда расположенного на территории Елецкого уезда. Сегодня мы публикуем рассказ о нем, основанный на материалах книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии».

ИСТОРИЯ
Поселение елецких казаков под именем Аргамачьей слободы возникло в конце XVI — первой половине XVII в. и по названию деревянной Никольской церкви, стоявшей на месте нынешней Рождество-Богородицкой, называлось Никольским. В 1680-х гг. Никольская церковь была заменена новым деревянным храмом, ос­вященным во имя Рождества Богородицы. Храм этот простоял почти сто лет, а в начале июля 1768-го приходской священник Герасим Андреев ходатайствовал перед епископом Воронежским Тихоном II (Якубовским) о разрешении строительства вместо него каменного храма во имя Рождества Богородицы с приделами св. Николая и свв. Бориса и Глеба. В 1768 году закладку нового храма совершил присутствующий в Елецком духовном правлении священник Василий Дмитриев. В 1779 г. был освящен придельный алтарь во имя св. Николая Чудотворца, перенесенный из старой деревянной церкви. Освящение главного престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы совершил 6 сентября 1789 года елецкий протопоп Иоанн Орловский.

В 1871 — 1875 гг. усердием елецких купцов братьев Жаворонковых церковь «распространена каменною прикладкою» к главному алтарю двух боковых приделов в память избавления горожан в 1871-м от холеры заступничеством Пресвятой Богородицы через Елецкую икону Божией Матери. Сбор пожертвований на строительство начал ктитор храма купец Николай Иванович Жаворонков, который по этому поводу в 1872 году выпустил даже печатное обращение.

СВЯЩЕННЫЕ РЕЛИКВИИ

К 1875 г. работы были завершены, и два новых придельных алтаря в храмовой части освящены во имя св. Бориса и Глеба и Елецкой иконы Божией Матери. На средства братьев Жаворонковых тогда же был возведен третий ярус колокольни, с которой разливался на весь город звук большого колокола весом в 109 пуд., отлитого на заводе Криворотовых мастером Холиным иждивением тех же братьев Жаворонковых.

Главной святыней Рождество-Богородицкой церкви Аргамачьей слободы считался древний образ, перенесенный в храм из Москвы священником Иоасафом в 1735 году. Согласно известной в то время каждому ельчанину легенде, этот священник со своим причтом отправился в Москву, чтобы «отыскать явленный на Аргамачьей горе образ, списать с него копию и принести в свой храм… Их намерение увенчалось успехом: они написали икону Божией Матери и, возвратившись пешком, принесли ее на своих руках на Аргамач-гору, в церковь». Икона размером 5x3 четверти (около 1,0x0,6 м) в серебряном вызолоченном окладе находилась за левым клиросом Рождество-Богородицкого храма. На ней изображена стоящая на облаках Царица Небесная с распростертыми руками, окруженная небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Темир-Аксака, который стоял в 1395-м лагерем на Аргамач-горе. В нижней части иконы было изображено воинство Тамерлана и его шатер.

Другими достопримечательностями считались икона Богоматери «Взыскание погибших» в серебряном окладе, к которой, по словам церковной летописи, «прибегают многие, особенно страждущие от наваждения злых духов», образ Пресвятой Богородицы «Нечаянная радость», размером 4,5х3 верш., в сребропозлащенной ризе с дорогими камнями и эмалевыми украшениями, вставленный в металлический киот и помещенный в другую икону, представляющую двух ангелов, держащих образ Богоматери (икона эта почиталась жителями Ельца и всей округи); древние образы св. Николая Чудотворца — бывшая главная храмовая икона Никольского храма, возраст которой более 500 лет, и Казанской Божией Матери; два древних напрестольных Евангелия, одно из которых с серебряными накладками и застежками, напечатанное в Москве в 1703 году, второе Евангелие 1686-го с надписью «Талицкого острожка» и второй надписью «Сия книга города Ельца Рождество-Богородицкой церкви Аргамачьей слободы 1794 года»; 2-я часть Октоиха московской печати 1683 г.

БЛАГОТВОРИТЕЛИ

В приходе храма Рождества Богородицы состояли в основном крестьяне Аргамачьей слободы Ламской волости, а отчасти горожане торгового класса. Всего 956 душ мужского и 892 души женского пола. Причту церкви, состоящему в начале XX в. из двух священников, диакона и двух псаломщиков, принадлежало 73 десятины земли.

При церкви действовала церковно-приходская школа, открытая в 1889 году в специально для нее построенном деревянном одноэтажном здании рядом с храмом. Средства на строительство в размере 7 тыс. руб. выделил ктитор церкви Митрофан Сергеевич Жаворонков при благотворительной помощи Николая Сергеевича, Михаила Ивановича и Ивана Ивановича Жаворонковых. Землю под школьное здание пожертвовал в 1889-м помещик Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии Николай Павлович Логвинов в память чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888-го. Став с 1889 года попечителем церковно-приходской школы, М. С. Жаворонков впоследствии много лет помогал и Аргамаченской школе и ее ученикам. В 1902-м за свои труды на этом поприще потомственный почетный гражданин Митрофан Жаворонков (на снимке слева) был награжден серебряной медалью на Станиславской ленте.

Жаворонковы способствовали и открытию в 1897 году в помещении ЦПШ женской воскресной школы, в которой обучалось более 90 человек. По данным 1909-го, это заведующий и законоучитель — священник Николай Васильевич Брянцев, второй законоучитель — священник Иоанн Иоаннович Красовский, учителя — диакон Григорий Сергеевич Нецветаев, Анна Васильевна Михеева и Яков Федорович Петровский.

ЛЮБИМЫЙ БАТЮШКА

Заведующий школой и настоятель храма в 1894 — 1918 гг. о. Николай Васильевич Брянцев был самой известной и популярной среди ельчан личностью. Именно по его инициативе 15 марта 1898 года в слободе с «целью противодействия чрезмерному употреблению спиртных напитков» было создано «Аргамаченское общество трезвости».

Вскоре деятельность общества стала широко известной не только в Орловской губернии, но и во всей России.
Для общения и интересного времяпрепровождения Аргамаченское общество трезвости устроило чайную, где можно было почитать газеты и журналы. В чайную приходили целыми семьями, порой из самых отдаленных уголков города, а вот местный трактир по праздникам пустовал. По свидетельству современников, Аргамаченское общество трезвости изменило жизнь всей слободы и многих семей.

Отец Николай был душой приходского совета, который в 1906 г. приобрел для каждого приходского дома по одному Евангелию и одному домовому молитвеннику. Кроме того, о. Николай Брянцев, являясь законоучителем Александровского технического железнодорожного училища, проводил занятия с законоучителями всех учебных заведений Ельца. Он избирался председателем исполнительного совета Елецких пастырских собраний, активно участвовал в работе Елецкого отделения Орловского церковного историко-археологического общества.

Авторитет протоиерея Николая Васильевича Брянцева среди духовенства и мирян Ельца и всей Орловской губернии нисколько не поколебался и лишь усилился в грозные революционные времена. После Октябрьской революции 1917 года популярность о. Николая среди простого народа не давала покоя новой власти, которая старалась любыми способами оскорбить и ущемить в правах священника. 6 июня 1918-го к нему отправили пять вооруженных красноармейцев с целью отнять пролетку с лошадью и другое имущество. Услышав об этом, к дому о. Николая сбежались многие жители Аргамачьей слободы, недвусмысленно дававшие понять солдатам, что лучше им уйти подобру-поздорову. В ответ красноармейцы, угрожая оружием, начали грабеж. Тогда ударил набат, на звуки которого сбежалось еще больше людей, и началось настоящее побоище. Трое солдат были убиты, но, рискуя своей жизнью и жизнью своих семей, аргамаченцы защитили любимого пастыря.

После этого прибыл карательный отряд ВЧК. Около Вознесенского собора была установлена пушка и по слободе открыта стрельба из орудия. После подавления волнений показательно были расстреляны двое мещан Аргамачьей слободы — Плотников и Федорин, третьему — Иконникову — удалось бежать. С помощью прихожан удалось скрыться и семье о. Николая Брянцева, которого через несколько лет видели на станции Бахмач на Украине, а позже в Киеве. О дальнейшей судьбе священника пока ничего не известно.

В 1920-е гг. диаконом в аргамаченском храме служил Андрей Сергеевич Мигунов, родившийся в слободе в 1903-м. Талантливый регент и вокалист, он сумел организовать из своих прихожан замечательный хор, хорошо известный в городе. После закрытия в первой половине 1930-х гг. церкви Рождества Богородицы в Аргамачьей слободе он перешел в Вознесенский собор, где был арестован в 1937 году по обвинению в антисоветской контрреволюционной деятельности и осужден в октябре т. г. на 10 лет лагерей.

ЗАБВЕНИЕ

В 1922 году из храма Рождества Богородицы была изъята серебряная утварь общим весом 19 фунтов 40 золотников. А в 1923-м в Елецкий музей из аргамаченской церкви поступили скульптура XVIII в. «Христос в темнице», Евангелие петровских времен и две иконы XVIII столетия.

Согласно документам 1962-го, в это время здание церкви в Аргамачьей слободе пустовало. Кровля на колокольне и трапезной отсутствовала полностью, на храмовой части — частично. В 1993 году Рождество-Богородицкая церковь была возвращена верующим.

Последние новости

Проблемы с коррупцией в Лев-Толстовском районе

Прокуратура выявила нарушения в декларациях доходов муниципальных служащих.

Публичные слушания по бюджету на 2025 год в Казаках

Сельское поселение Казацкий сельсовет приглашает жителей на обсуждение бюджета.

Значение устойчивого развития для будущего городов

Как устойчивое развитие влияет на качество жизни в городах?

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Симферополе с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *