05.10.2019

Уравнение со всеми известными

Ольга Чулюкова: «У меня не стоял вопрос о выборе профессии, я знала, что буду учителем».

Ольга Чулюкова: «У меня не стоял вопрос о выборе профессии, я знала, что буду учителем». Фото Павла Острякова

— Дети часто боятся выходить к доске и зажимаются. Поэтому я вообще не оцениваю эту работу. Постепенно страх уходит, и мы свободно обсуждаем способы решения задания.

Я говорю: вы пришли учиться, поэтому задавайте свои вопросы в классе, вы не должны уходить с урока с неусвоенным материалом, — делится секретами мастерства учитель математики лицея № 5 города Ельца Ольга Чулюкова, ставшая в этом году обладателем премии Министерства просвещения РФ. Успехи Ольги Валерьевны налицо: средний результат ее выпускников по математике в прошлом учебном году составил 74 балла.

Комфортный учитель

Сама Ольга Чулюкова считает главным своим достижением также успехи учеников и вспоминает Георгия Арсентьева, который в этом году получил на ЕГЭ по математике 84 балла. Но не согласился с оценкой, подал апелляцию и добился увеличения баллов до 92. Случай небывалый. Обычно комиссия остается непреклонной или даже снижает полученный на экзамене балл. Георгий был настолько уверен в себе и своих знаниях, что не спасовал и убедил комиссию пересмотреть первоначальное решение. Кстати, на ЕГЭ по информатике он получил 100 баллов. А поступил Георгий в МГТУ имени Н.Э. Баумана.

Директор лицея Нина Журавская называет Ольгу Валерьевну комфортным учителем, обращая внимание на особые ее взаимоотношения с учениками.

— Очень сложно учить­ся и бояться учителя. А такое в школах есть. Для ребенка важно иметь возможность обратиться за помощью к педагогу, если он чего-то не понял, — уверена Нина Михайловна. — Ольга Валерьевна требовательная, но всегда поможет, если у детей есть затруднения. А еще у нее все люди хорошие. Это главное ее правило.

— Не могу сказать, что я строгий учитель, — признается Чулюкова. — Урок обычно начинается с вопроса о том, что было непонятно в домашнем задании. Не надо идти к репетиторам, есть я, и мы все обсудим в классе. Однако это не означает, что можно бездельничать. В тет­ради должно быть видно, что ребенок пытался решить задание самостоятельно. Я часто шучу с ребятами на уроке, потому что математика сложный, сухой предмет и разрядка нужна. Но все понимают, когда надо продолжать работу.

Влюбить в математику

Ольга Валерьевна преподает в профильном математическом классе. Выпускница-медалистка лицея, она всегда мечтала только о профессии учителя.

— Никогда даже не стоял вопрос о выборе профессии. Я всегда знала, что буду учителем математики, — говорит она. — Этот непростой предмет всегда был у меня в приоритете. Дети, когда приходят в школу, влюб­ляются в учителя, а потом в его предмет. Но у меня цель — влюбить моих учеников в математику. А для этого нужна хорошая атмосфера на уроке. Эмоциональный аспект для меня основополагающий. Как только у ребят начинают гореть глаза, я вижу, что у них возникает желание найти решение и появляется азарт. Вот тогда начинает нравиться математика. Хочется работать на саморазвитие ученика. Сейчас в школе нужны творческие люди.

Именно поэтому Чулюкова работает не только с мелом у доски. Ей очень помогает в работе интерактивная система опросов для школьников SMART Response PE.

— С помощью этой системы я могу определить результат каждого ученика и класса в целом. Ребята тут же могут сообщить о своих затруднениях, и я знаю, кому нужна помощь, — рассказывает учитель. — Начинаем мы урок с простого теста, чтобы подготовить детей к усложненному заданию. Тот, кто его не выполнил, может вернуться назад. Остальные идут дальше. Одни доберутся до более сложных заданий, другие остановятся на первой части. В  работе с классом это не мешает. У каждого ребенка свой порог восприятия. В результате с  урока все уходят с осознанием того, что на экзамене с первой частью они точно справятся. Они в этом уверены, потому что на уроке отработали.

И еще один интересный прием использует в своей практике Ольга Валерьевна. На доске она пишет сложное задание. В начале урока ребята всегда испытывают затруднение с его решением.

— Но оно дробится на мелкие модули, и с помощью определенных приемов мы добиваемся результата. Бывает такой всплеск эмоций, когда они это осознают!

Научить учиться

Проводит Ольга Чулюкова и так называемые смешанные уроки, в которых принимает участие сразу два класса. Помогает в этом оборудование, рассчитанное на дистанционное обучение. «Математический бой» обычно ведут ребята из разных классных комнат, ориентируясь на учителя, который находится в поле зрения обоих классов.

А еще Ольга Валерьевна со своими учениками работает в системе «Российская электронная школа». Это масштабный проект, который объединяет интерактивные видеоуроки лучших российских учителей по всем предметам школьного курса.

— Практика показала, что самостоятельно искать информацию сложно. Можно зайти на сайт, потратить время, но так и не понять, что нужно взять. В вузах только 25 процентов теоретических знаний дается в аудитории. Остальное студенты должны добыть сами. К этому нужно детей готовить. Мы должны в школе учить детей работать с  информацией,   — убеждена она. — Сейчас я учу работать с учебниками семиклассников, чтобы они не читали полностью весь текст, а выделяли в нем главное. Потом постепенно перейдем к большей самостоятельности. Ребята уже сами будут знать, где искать информацию. «Российская электронная школа» позволяет не тратить время на поиск вообще, а зайти на сайт, где квалифицированные педагоги грамотно излагают теоретический материал. Это тоже обучение самостоятельной работе. Одним словом, учимся учиться.

Вместо послесловия

— Самая большая награда — благодарность учеников. Когда они говорят, что в вузе им дают то, чему они уже научились в школе, и у них не возникает проблем, — признается Ольга Валерьевна. — Дети дают такой заряд радости, что все остальное отходит на задний план. Профессия учителя настолько творческая, что не поддается правилам и стерео­типам. Ты приходишь с заготовленным планом урока, но занятие может пойти совершенно не так. Поэтому никакими рамками ограничить учителя невозможно.    

Ольга Шкатова, [email protected]

Последние новости

Питание при йододефиците

Среди неинфекционных заболеваний, патология щитовидной железы, обусловленная недостаточностью йода (йододефицита – ЙДЗ) в биосфере,

Как защитить себя от клещевого боррелиоза?

Иксодовый клещевой боррелиоз  –  острое инфекционное заболевание, с преимущественным поражением кожи, суставов, центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы.

Как питание влияет на здоровый образ жизни

По данным ВОЗ, 50% нашего здоровья — это то, что мы едим, а оставшиеся 50% — это генетика, здравоохранение и окружающая среда.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *