Корабельных дел мастер живёт в Липецке
— Здравствуйте, товарищи моряки! — Здравия желаем, товарищ капитан первого ранга!
— Здравствуйте, товарищи моряки! — Здравия желаем, товарищ капитан первого ранга! — Приветствую вас на нашей палубе! — Ура! Ура! Ура! — так начинаются занятия в объединении «Юный корабел» Центра технического творчества «Новолипецкий», которое возглавляет Николай Сапронов.
Николай Николаевич — не просто увлеченный мастер своего дела, но и прекрасный воспитатель, неравнодушный наставник для ребят, приходящих к нему на занятия. Накануне Дня учителя, отдавая должное педагогам основного образования, мы порой незаслуженно забываем о тех, кто занимается внеурочной работой с детьми. Сегодня речь пойдет как раз о таком человеке.
Фарватер выбран
Вся жизнь Николая Сапронова так или иначе связана с кораблями. Скоро уже будет полвека, как они вместе с братом-близнецом Сергеем пришли в Центр технического творчества «Городской».
— Мы увидели судомодельную лабораторию и остались там навсегда, — рассказывает Николай Николаевич. — Занятия у нас вел Владимир Александрович Поздняк, ветеран Великой Отечественной войны, служивший в минно-торпедной части Черноморского флота. Он участвовал в нескольких десантных операциях, был ранен. Мы впитывали все, что нам рассказывал преподаватель. Отец нас с братом стимулировал, говорил, что если будут тройки, то не разрешит ходить в судомодельный кружок. И мы тут же исправляли все плохие оценки.
Уже в пятом классе Сергей и Николай освоили все виды станков. В секции, где они занимались, все ребята были очень дружны, как в экипаже корабля, стояли друг за друга горой. После школы братья учились в металлургическом техникуме, потом была служба в армии, где оба были заместителями командиров взводов. А после этого их дороги на время разошлись. Сергей выбрал педагогику и уже не расставался с судомодельным спортом, с 1984 года работал в областном Центре технического творчества, а в 2001 году возглавил Центр технического творчества «Новолипецкий». А Николай получил профессию инженера-металлурга и работал на НЛМК.
Но, даже трудясь на комбинате, Николай Сапронов продолжал ездить на соревнования по судомоделизму, водил на занятия своих сыновей. Корабли всегда были частью его жизни. Выработав горячий стаж, Николай Николаевич задумался о том, что делать дальше. И тут он вспомнил о письме, которое написал Владимир Александрович Поздняк его родителям. Поблагодарил их за воспитание сыновей с надеждой, что ребята смогут продолжить его дело и стать преподавателями. И вот уже почти двадцать лет он руководит объединением «Юный корабел» и отдает этому делу все свои знания, опыт и любовь. К сожалению, четыре года назад ушел из жизни Сергей Николаевич Сапронов, но брат стал достойным продолжателем заложенных им педагогических традиций.
— Всю жизнь нас с Сергеем объединяло судомоделирование, — говорит Николай Николаевич. — При каждой встрече мы с ним говорили о кораблях.
Альтернатива гаджетам
Многие из современных детей даже никогда не слышали о том, что такое судомоделизм. Все меньше ребят о чем-то мечтают, их больше интересуют гаджеты, сетует Николай Сапронов. И он всегда говорит мальчишкам: «Вы умеете делать корабли, можете гордиться, а ваши сверстники никогда этим не занимались».
Каждый ребенок, посещающий занятия, делает свою модель. На первом году обучения используется только ручной труд. Некоторое время спустя, когда дети взрослеют, начинается работа на станках. Мальчишки осваивают столярные, слесарные навыки, пайку, покраску, учатся читать чертежи. Это помогает им в школе на уроках технологии и дома, когда нужно выполнить какую-то мужскую работу. Ребята также получают знания по географии, истории, особенно что касается Великой Отечественной войны.
Состязаются лучшие
Два раза в год мальчики ездят на всероссийские соревнования, постоянно занимают призовые места в личном зачете. Этим летом в Таганроге заняли четвертое общекомандное место, в 2010 году стали вторыми в России. Интересно, что теперь каждый призер всероссийских соревнований старше 15 лет получает от двух до четырех дополнительных баллов к ЕГЭ. На состязаниях судьи сначала оценивают модель, а затем начинаются старты двух видов. На первых судно запускается по прямой, и оно не должно отклоняться от курса. Во вторых участвуют радиоуправляемые модели, которые должны пройти через несколько «ворот», показать свою маневренность. Из этих испытаний складывается общая оценка судей.
Воспитанникам Николая Сапронова есть чем гордиться, но они не задаются. Восьмиклассник 66-й школы Кирилл Самарин занимается судомодельным спортом шесть лет и уже шесть раз участвовал во всероссийских соревнованиях. Радиоуправляемую модель, с которой он занял второе место на состязаниях в Таганроге этим летом, собрал всего за три месяца. Это торпедный катер «S-100».
— Буду инженером-кораблестроителем, — говорит Кирилл. — В объединении «Юный корабел» я многому научился. Свободно работаю на токарном и фрезерном станках.
Когда есть желание, то все получится, уверен Кирилл. Он научился вытачивать на станке самые мелкие детали и полировать их. Применяет и современные технологии — раньше красил модели кисточкой, а теперь пользуется аэрографом.
Благодаря увлечению кораблями Кирилл приобрел друзей во многих городах России — Санкт-Петербурге, Самаре, Смоленске, Тюмени. Ребята встречаются на соревнованиях, делятся опытом. А вот в компьютерных играх мальчик большого смысла не видит и не понимает тех людей, которые без них не могут.
Морская семья
— В каюте какой-то шум или мне показалось? — прерывает занятие преподаватель.
— Показалось, Николай Николаевич, — смущаясь, ребята прекращают перешептываться.
Он всегда старается найти время, чтобы поговорить с мальчишками по душам. Например, как действовать, если на улице на вас напал хулиган. И объясняет им, что умный человек никогда не будет лезть в драку, попытается договориться. На занятиях в объединении нередко проходят чаепития, приуроченные к праздникам, дням рождения. Все вместе они отмечают окончание учебного года, угощают друг друга самым любимым блюдом — роллами. Ребятам очень нравятся такие неформальные беседы, они чувствуют себя одной большой семьей.
— Живое общение с детьми подразумевает, что взрослый должен почувствовать себя ребенком, — говорит Николай Сапронов. — Я стараюсь быть с ними на равных.
Ребята приходят в судомодельную лабораторию не просто потому, что им нравятся корабли. Они чувствуют добро и тепло, которыми с ними делится преподаватель. Для них также важны дисциплина и порядок, царящие на занятиях. После работы обязательна уборка, об этом уже не надо напоминать. Если кто-то совершил провинность, опоздал, нарушил правила безопасности — получает наряд вне очереди. А еще Николай Николаевич не допускает на соревнования ребят, имеющих тройки по русскому языку, это его принципиальная позиция: стыдно не знать родную речь. Поэтому каждый из участников объединения старается подтянуть свои оценки.
— Пусть эти ребята не станут судомоделистами, — рассуждает Николай Сапронов, — но время, проведенное в лаборатории, они запомнят навсегда.
Он уже давно ведет специальную тетрадь, куда записывает детские выражения. Один из мальчиков как-то сказал ему: «Получу в Питере «судомоделическое» образование и буду работать в центре технического творчества». И это, пожалуй, сейчас самая большая мечта педагога — чтобы кто-то из воспитанников продолжил его дело.
Ольга Журавлёва, «Липецкая газета»
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.ДзенПоследние новости
Проблемы с коррупцией в Лев-Толстовском районе
Прокуратура выявила нарушения в декларациях доходов муниципальных служащих.
Публичные слушания по бюджету на 2025 год в Казаках
Сельское поселение Казацкий сельсовет приглашает жителей на обсуждение бюджета.
Значение устойчивого развития для будущего городов
Как устойчивое развитие влияет на качество жизни в городах?
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку