Биографию написала математика
Фото Павла Острякова В школе села Паниковец Задонского района в день приезда журналистов «Липецкой газеты» царило оживление.
Фото Павла Острякова
В школе села Паниковец Задонского района в день приезда журналистов «Липецкой газеты» царило оживление. Ребята и педагоги готовились к фестивалю национальных культур «Венок дружбы», который должен был состояться на следующий день. Идея провести такой праздник возникла не на пустом месте. В селе проживают представители самых разных народов — узбеки, корейцы, армяне, киргизы, немцы, казахи, украинцы. Всех тепло принимают русская земля и русские люди. Так произошло и с Александром Почекетой, учителем, кандидатом физико-математических наук, совсем недавно переехавшим в Липецкую область из Киева.
Встретили гостеприимно
— Нам очень нужны такие педагоги, — говорит директор школы Вера Клещина. — Ни для кого не секрет, что сейчас не так просто найти учителя, одновременно влюбленного в свой предмет и любящего детей, тем более мужчину. Поэтому когда я узнала про Александра Анатольевича, то сразу стала его агитировать работать в нашей школе. Он расположил к себе своим педантичным отношением к любому делу, аккуратностью, точностью, как в учебном процессе, так и при работе с документами. Новый педагог уже обновил для нашей школы сайт. Доступно объясняет материал своим ученикам, требовательно относится к выполнению заданий.
Коллектив школы радушно встретил нового коллегу. Первые два месяца он жил в музыкальном кабинете, где ему временно оборудовали комнату. Тем временем директор присмотрела для молодого педагога пустующий дом при школе в соседнем селе Каменка. Помещение требовало ремонта.
— Я обратилась к главе Задонского района Алексею Щедрову с просьбой о помощи, — рассказывает Вера Александровна. — Он выделил триста тысяч рублей. На эти деньги сделали ремонт, постелили новый линолеум, купили сантехнику, диван, а глава района подарил учителю холодильник. В общем, сделали самое необходимое, чтобы дом стал пригодным для жизни. Он расположен в хорошем месте. Напротив амбулатория, совсем рядом магазин, сафари-парк «Кудыкина гора».
Вера Александровна уговорила соседку, чтобы она временно прописала Александра Анатольевича к себе. Ведь дом, где он сейчас живет, находится на школьной территории. Еще предстоит оформить отдельный кадастровый участок, чтобы получить возможность там зарегистрироваться на постоянной основе.
— Мы приняли его со всей душой, и он отвечает нам взаимностью. Умный и интеллигентный, — говорит о нем директор.
Переезд в Россию
Александр Анатольевич очень ревностно относится к учебному процессу. Убежден, что уроки должны быть полноценными, ничто не должно отвлекать ребят от учебы. Нам удалось побеседовать с педагогом в перерывах между занятиями.
Александру Почекете 34 года. Он окончил механико-математический факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Больше двух лет преподавал в сельской школе в Хмельницкой области. Затем продолжил обучение в аспирантуре Института математики Национальной академии наук Украины, впоследствии пять лет работал научным сотрудником.
— Решение переехать в Россию созрело само собой, — рассказывает Александр Анатольевич. — Экономическая ситуация в Украине ухудшается, даже у научных сотрудников перспектив сейчас нет. Люди живут гораздо беднее, здесь даже в селе почти в каждом дворе машина, там такого не увидишь. Мой отец — военный, поэтому поначалу нам пришлось поездить по Советскому Союзу. Родился я в Симферополе, а в первый класс пошел в России, в Волгоградской области. Мы жили прямо на берегу Волги, у меня остались очень хорошие детские воспоминания. Последние 18 лет учился и работал в Киеве, но меня всегда тянуло вернуться в Россию. Этим летом окончательное решение было принято, и я приехал в Елец, где у меня есть хорошие знакомые, мы общаемся уже больше десяти лет. Подавал резюме в ЕГУ, но там вакансий нет. А потом на меня вышли из Задонского отдела образования, так я и оказался в школе села Паниковец, о чем пока нисколько не жалею.
Пять разных предметов
По признанию Александра Анатольевича, увлечение математикой и физикой написало его биографию. С пятого класса школы он постоянно участвовал в олимпиадах по этим предметам. Так само собой получилось, что и выбирать профессию не пришлось. В восьмом классе он уже точно знал, с чем свяжет свое будущее. Правда, уже по окончании учебы возникли сомнения в выборе между наукой и образованием. Работа научного сотрудника закрыта от посторонних, почти не предполагает встреч с людьми, живого общения, это в основном исследовательская деятельность. А суть образования как раз в передаче знаний и опыта другим людям. И Александр Почекета выбрал второе.
— Конечно, все дети разные, — говорит он. — Кто-то хочет учиться, а кто-то — совсем нет. Приходится и двойки ставить, и дисциплину налаживать. Но в сельской школе, в отличие от городской, в классах не так много учеников, всем можно уделить внимание, наладить контакт и, соответственно, получить больше отдачи. У нас есть два класса, в которых по 14 учеников, и мы уже жалуемся, что не успеваем индивидуально поработать с каждым.
У Александра Анатольевича большая нагрузка, 32 часа в неделю. Он преподает во всех классах, с пятого по одиннадцатый, пять предметов — алгебру, геометрию, физику, информатику и астрономию. За неделю приходится планировать 16 разных уроков! И каждый предмет ему по-своему интересен. Притягивает все — от сложных задач в математике до неопознанных объектов Вселенной в астрономии.
Путь не для всех
Перед уроком Александр Почекета обязательно просматривает план, алгоритм объяснения новой темы, задачи, которые необходимо прорешать.
— У нас такие предметы, что без задач никак не обойтись, — объясняет он. — Для сильных учеников подбираю задания потруднее, чтобы они не стояли на месте, а двигались дальше, готовились к олимпиадам. Радует, что в каждом классе есть ученики, которым достижения не безразличны. В украинской школе такого не было, атмосфера там была нерабочая, никто ни к чему не стремился, поэтому в классах не было здоровой конкуренции. Здесь же, наоборот, обстановка стимулирует. Те, кто получает двойки и тройки, стремятся их исправить, равняются на более успешных одноклассников.
Кстати, совсем недавно ученик Александра Анатольевича, восьмиклассник Александр Полднев занял первое место на районной олимпиаде по математике.
— Математика мне дается легко, — говорит мальчик. — Конечно, я много занимался с учителем и дома. Александр Анатольевич все понятно и четко объясняет.
— Наш учитель требовательный, но не очень строгий, — добавляет его одноклассник Илья Демьяненко.
Как развить в себе способности к точным наукам? — интересуемся у учителя:
— Насильно делать над собой ничего не надо. Нужно развиваться в том направлении, в котором человек сам желает. Но если есть способности, стремление углубленно изучать математику и физику, то, конечно, надо решать задачи — это ключ к успеху. Обычный ученик решает за год одну треть учебника. А моя учительница еще с пятого класса говорила, что я должен выполнять каждое задание в учебнике, что непонятно — спросить, обсудить. В таком случае ученик усваивает программу намного лучше, находит какие-то задачи «со звездочкой». А когда учебник закончится, можно приниматься за дополнительные сборники, олимпиадные задания. Этот путь, конечно, не для всех. Но если предмет увлекает, то заставлять себя не приходится.
Фестиваль национальных культур, состоявшийся на следующий день в паниковецкой школе, как нам стало известно, имел большой успех. Представители восьми национальностей представляли творческие номера и угощали всех своими традиционными блюдами. Со стихотворением на украинском языке выступил и Александр Почекета.
Ольга ЖуравлеваПоследние новости
Проблемы с коррупцией в Лев-Толстовском районе
Прокуратура выявила нарушения в декларациях доходов муниципальных служащих.
Публичные слушания по бюджету на 2025 год в Казаках
Сельское поселение Казацкий сельсовет приглашает жителей на обсуждение бюджета.
Значение устойчивого развития для будущего городов
Как устойчивое развитие влияет на качество жизни в городах?
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований