А был ли в Ельце аэропорт?

Этот фотоснимок, найденный сотрудниками Елецкого краеведческого музея в запасниках учреждения, очень подивил — и даже не фамилией пилота (она, в общем-то, довольно распространенная), а подписью к фотографии,

Этот фотоснимок, найденный сотрудниками Елецкого краеведческого музея в запасниках учреждения, очень подивил — и даже не фамилией пилота (она, в общем-то, довольно распространенная), а подписью к фотографии, которая недвусмысленно говорит о существовании в Ельце аэропорта.

Город летчиков и железнодорожников

О том, что с конца 40-х до 60-х годов ХХ века Елец называли городом летчиков и железнодорожников, знают многие. В то время на территории нашего муниципалитета располагались штабы нескольких авиационных частей, в том числе входивших в состав противовоздушной обороны Московского военного округа.
В послевоенное время древний город частенько навещал командующий ВВС МВО Василий Иосифович Сталин. Он жил в Красных казармах, где располагалась одна из авиачастей и имелись специально оборудованные комнаты для высших офицеров.
На окраинах Ельца дислоцировалось несколько аэродромов, например, Телегинский (базировался в двух километрах к северо-западу от города, неподалеку от одноименного поселка) или аэродром за Черной слободой (от него ныне ничего не осталось). Остатки взлетно-посадочных полос и прочей инфраструктуры можно видеть в пригороде, близ нынешнего села Аргамач-Пальна. Однако между аэропортом и аэродромом разница очень большая, примерно как между роялем «Стейнвей» и самодельной дудочкой из акации.


В чем разница?

Дело в том, что аэродромы как таковые появились гораздо раньше аэропортов. В принципе любое поле, где взлетал-садился аэроплан или самолет, можно назвать аэродромом. Аэропорты же возникли, когда полеты стали доступны большому количеству людей и возникла необходимость в их авиаперевозках. Это гавани для воздушных судов со сложной инфраструктурой, в которую входят все те же аэродромы со взлетно-посадочными полосами, различными терминалами для пассажиров (аэровокзалы) и грузов, а также другие наземные сооружения, нужные для приема, отправки и обслуживания самолетов.
Говоря коротко, аэродром предназначен лишь для взлета, посадки и техобслуживания летающих машин, а аэропорт — для встречи, отправки и пребывания пассажиров.
Кстати сказать, на заре 90-х годов прошлого века существовала специальная государственная программа «Возрождение», касавшаяся исторических малых и средних городов России. Она, в частности, предполагала строительство аэропорта в Ельце (!). Увы, принятому заранее (аж на 1993 — 1996 годы) амбициозному государственному плану помешала перестройка и развал СССР. После чего стало не до амбиций и мегапроектов…


Что подсказало фото?

Но вернемся к обнаруженному елецкими музейщиками фото. Судя по особенностям формы пилота, оно сделано еще до начала Великой Оте­чественной войны, скорее всего в середине 30-х годов.
На снимке хорошо виден советский самолет — биплан конструкции Н. Н. Поликарпова, легендарный У-2 (По-2). Впервые эта машина, предназначенная для обучения летчиков, поднялась в воздух 24 июня 1927 года и показала отличные летные характеристики. Не случайно ее потом выпускали аж до 1954 года!
К середине 30-х годов в СССР освоили производство модификации этого самолета под названием У-2 СП (для спецприминения), а с 1934 года новинку стали использовать в гражданском воздушном флоте. В конце 1939 года в «Аэрофлоте» насчитывались 552 такие машины, еще один экземпляр работал на акционерное общество «Добролет». Все они выполняли полеты на местных пассажирских авиалиниях. В условиях небольшого объема перевозок людей и относительной дешевизны конструкции и эксплуатации машины ее применение в те годы оказалось экономически выгодным.


Каким был
наш аэропорт?

Что же касается елецкого аэропорта, то, судя по подписи к снимку, он существовал при местном Осоавиа­химе. Эта организация (ее преемник — нынешний ДОСААФ) образована в СССР в 1927 году. А к началу 30-х она стала одной из самых массовых в стране. На базе Осоавиахима шла до­при­зыв­ная под­го­тов­ка мо­лоде­жи, обучались резерв­исты для ар­мии и фло­та. Тут взращивали до 100% во­ен­ных летчиков и гражданских пилотов.
Какими были первые аэропорты Осоавиахима, можно узнать на примере Ростова-на-Дону. В конце 20-х годов воздушная гавань города представляла собой прикатанное поле со столбом, на котором развевался конус ветроуказателя. Рядом стоял дом в три комнаты. В одной из них отдыхал летный состав, в другой размещались все службы порта, а третья служила пассажирским залом. Наверняка нечто подобное было и в Ельце.
Впрочем, уже к середине 30-х годов СССР совершил мощнейший рывок в развитии пассажирского флота и его инфраструктуры и вышел в мировые лидеры этой отрасли.


Неизвестно,
но интересно!

Старая фотография из елецкого музея открыла для меня очередную, не очень известную, но весьма интересную страницу в истории нашего города.
Кстати сказать, после публикации этого снимка в социальных сетях нашлись ельчане, подтвердившие наличие аэропорта в древнем городе. Так, например, Татьяна Сахарова написала:
— Насколько я помню со слов своего дедушки, елецкая воздушная гавань называлась в народе «Ласточка» и располагалась за районом Черной слободы, приблизительно в северо-западном направлении.
А известный местный реконструктор и заведующий структурным подразделением краеведческого музея «Музей воинской славы» Константин Лавренов рассказал о том, что аэропорт в Ельце существовал и в послевоенное время:
— У меня отец в 60-е годы не раз улетал из Ельца в Москву. Перед отлетом пассажиры могли коротать время в небольшом помещении типа зала ожидания. Воздушный маршрут пролегал через Тульскую область, где самолет делал промежуточную посадку, видимо, для дозаправки, принятия почты или пассажиров…
Откликнулся и известный в городе историк и краевед, сын именитого елецкого спортсмена Алексей Пискулин:
— В 1972 году отец летел на АН-2 по маршруту Брянск — Орел — Елец, покупая билет до нашего города. В Орле пассажиры выходили и подсаживались…
Возможно, кто-то из ельчан вспомнит другие подробности работы городского аэропорта, а также точное место его расположения или любые другие интересные детали. Тогда звоните в редакцию по телефону 2-10-12, пишите на адрес электронной почты [email protected] или же на страничку Романа Демина в соцсети «ВКонтакте».

Последние новости

Прокуратура защитила права инвалида в Липецкой области

Проблемы с креслом-коляской привели к судебному иску.

Мобильная приемная прокуратуры проведет прием граждан в Измалковском районе

Прокуратура Липецкой области усиливает работу с населением для повышения доверия.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Павловском Посаде на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *