Медиация как альтернативный способ урегулирования споров
Медиация призвана урегулировать конфликт в том случае, когда самостоятельно у сторон не получается найти обоюдовыгодное решение, но есть возможность решить вопрос, не дожидаясь судебного решения.
Медиация призвана урегулировать конфликт в том случае, когда самостоятельно у сторон не получается найти обоюдовыгодное решение, но есть возможность решить вопрос, не дожидаясь судебного решения.
Понятие медиации
Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон о медиации) определяет процедуру медиации как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Согласно ч. 2, 3 и 5 ст. 1 Закона о медиации с ее помощью могут быть урегулированы споры, вытекающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, семейных и трудовых правоотношений, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, за исключением коллективных трудовых споров, а также споров, затрагивающих интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. В соответствии со ст. 3 Закона о медиации альтернативная процедура урегулирования споров проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон. Медиация принципиально отличается от судебного порядка рассмотрения споров. Во-первых, третье лицо, участвующее в урегулировании конфликта, не выносит вердикт, а является посредником в процессе принятия решения сторонами спора. Во-вторых, стороны самостоятельно устанавливают регламент процедуры. В-третьих, срок проведения медиации, хоть и ограничен законодательством, но его продолжительность зависит от сторон спора. Помимо этого, расходы, понесенные сторонами в процессе урегулирования спора путем медиации, по данному основанию не компенсируются. Согласно ч. 4 ст. 12 Закона о медиации медиативное соглашение, в отличие от судебного решения, представляет собой сделку гражданско-правового характера. Указанный документ, в отличие от судебного решения, не подлежат размещению в общем доступе. Урегулирование спора путем процесса медиации, независимо от ее результатов, не умаляет прав сторон на обращение за судебной защитой.
Оформление медиации
Возможность урегулировать спор путем проведения процедуры медиации может быть: - указана в первоначальном письменном обязательстве со ссылкой на заключаемое впоследствии соглашение о ее проведении; - инициирована предложением одной из сторон. Достижение сторонами согласия о применении альтернативной процедуры урегулирования споров подтверждается заключенным до или после возникновения спора в письменной форме соглашением, выраженным в т.ч. в виде медиативной оговорки (п. 5 ст. 2 Закона о медиации). Момент, с которого начинает применяться процедура медиации, определяется моментом заключения соглашения о проведении процедуры медиации (п. 6 ст. 2 Закона о медиации). Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о медиации указанный документ должен содержать сведения: - о предмете спора; - о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; - о порядке проведения процедуры медиации или ссылку на правила, утвержденные организацией, обеспечивающей процедуру (ч. 2 ст. 11 Закона о медиации); - об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; - о сроках проведения процедуры медиации (не более 60 дней, если процедура проводится после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда; не более 180 дней в остальных случаях) (ст. 13 Закона о медиации). В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона о медиации результаты применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору оформляются заключенным в письменной форме медиативным соглашением, которое должно содержать сведения: - о сторонах; - о предмете спора; - о проведенной процедуре медиации; - о медиаторе; - согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения (ч. 1 ст. 12 Закона о медиации). В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона о медиации, если процедура медиации проводилась после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, медиативное соглашение может быть утверждено соответствующим судом в качестве мирового соглашения В свою очередь медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного документа (ч. 5 ст. 12 Закона о медиации).
Медиаторы
Согласно ст. 11 Закона о медиации роль медиатора как посредника сводится к выяснению позиций сторон по вариантам урегулирования спора, содействию в достижении согласия сторон, а также при согласии сторон внесению предложений по урегулированию спора. Если стороны не договорились об ином и действующее законодательство не обязывает лиц, принимавших участие в процедуре медиации, раскрыть информацию, медиатор согласно ч. 2, 3 ст. 5 Закона о медиации обязан соблюдать правила конфиденциальности в отношении информации: - о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры; - мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора; - признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации; - готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора. Более того, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию (ст. 6 Закона о медиации).
Регулирование деятельности медиаторов
Медиаторами являются физические лица, осуществляющие соответствующую деятельность на профессиональной или непрофессиональной основе. В обоих случаях такая деятельность не является предпринимательской и не требует регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Организация же, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, согласно п. 4 ст. 2 Закона о медиации, представляет собой юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, следовательно, должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Деятельность в области медиации не требует получения лицензии или иной разрешительной документации.
Понятие медиации
Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон о медиации) определяет процедуру медиации как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Согласно ч. 2, 3 и 5 ст. 1 Закона о медиации с ее помощью могут быть урегулированы споры, вытекающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, семейных и трудовых правоотношений, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, за исключением коллективных трудовых споров, а также споров, затрагивающих интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. В соответствии со ст. 3 Закона о медиации альтернативная процедура урегулирования споров проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон. Медиация принципиально отличается от судебного порядка рассмотрения споров. Во-первых, третье лицо, участвующее в урегулировании конфликта, не выносит вердикт, а является посредником в процессе принятия решения сторонами спора. Во-вторых, стороны самостоятельно устанавливают регламент процедуры. В-третьих, срок проведения медиации, хоть и ограничен законодательством, но его продолжительность зависит от сторон спора. Помимо этого, расходы, понесенные сторонами в процессе урегулирования спора путем медиации, по данному основанию не компенсируются. Согласно ч. 4 ст. 12 Закона о медиации медиативное соглашение, в отличие от судебного решения, представляет собой сделку гражданско-правового характера. Указанный документ, в отличие от судебного решения, не подлежат размещению в общем доступе. Урегулирование спора путем процесса медиации, независимо от ее результатов, не умаляет прав сторон на обращение за судебной защитой.
Оформление медиации
Возможность урегулировать спор путем проведения процедуры медиации может быть: - указана в первоначальном письменном обязательстве со ссылкой на заключаемое впоследствии соглашение о ее проведении; - инициирована предложением одной из сторон. Достижение сторонами согласия о применении альтернативной процедуры урегулирования споров подтверждается заключенным до или после возникновения спора в письменной форме соглашением, выраженным в т.ч. в виде медиативной оговорки (п. 5 ст. 2 Закона о медиации). Момент, с которого начинает применяться процедура медиации, определяется моментом заключения соглашения о проведении процедуры медиации (п. 6 ст. 2 Закона о медиации). Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о медиации указанный документ должен содержать сведения: - о предмете спора; - о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; - о порядке проведения процедуры медиации или ссылку на правила, утвержденные организацией, обеспечивающей процедуру (ч. 2 ст. 11 Закона о медиации); - об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; - о сроках проведения процедуры медиации (не более 60 дней, если процедура проводится после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда; не более 180 дней в остальных случаях) (ст. 13 Закона о медиации). В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона о медиации результаты применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору оформляются заключенным в письменной форме медиативным соглашением, которое должно содержать сведения: - о сторонах; - о предмете спора; - о проведенной процедуре медиации; - о медиаторе; - согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения (ч. 1 ст. 12 Закона о медиации). В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона о медиации, если процедура медиации проводилась после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, медиативное соглашение может быть утверждено соответствующим судом в качестве мирового соглашения В свою очередь медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного документа (ч. 5 ст. 12 Закона о медиации).
Медиаторы
Согласно ст. 11 Закона о медиации роль медиатора как посредника сводится к выяснению позиций сторон по вариантам урегулирования спора, содействию в достижении согласия сторон, а также при согласии сторон внесению предложений по урегулированию спора. Если стороны не договорились об ином и действующее законодательство не обязывает лиц, принимавших участие в процедуре медиации, раскрыть информацию, медиатор согласно ч. 2, 3 ст. 5 Закона о медиации обязан соблюдать правила конфиденциальности в отношении информации: - о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры; - мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора; - признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации; - готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора. Более того, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию (ст. 6 Закона о медиации).
Регулирование деятельности медиаторов
Медиаторами являются физические лица, осуществляющие соответствующую деятельность на профессиональной или непрофессиональной основе. В обоих случаях такая деятельность не является предпринимательской и не требует регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Организация же, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, согласно п. 4 ст. 2 Закона о медиации, представляет собой юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, следовательно, должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Деятельность в области медиации не требует получения лицензии или иной разрешительной документации.
Последние новости
Прокуратура защитила права инвалида в Липецкой области
Проблемы с креслом-коляской привели к судебному иску.
Судьи Липецкой области обсудили актуальные вопросы административного законодательства
Семинар прошел в формате видео-конференции.
Мобильная приемная прокуратуры проведет прием граждан в Измалковском районе
Прокуратура Липецкой области усиливает работу с населением для повышения доверия.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований
На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Прокопьевске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы